Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2005 г. N 53-О05-70
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Разумова С.А.
судей Русакова В.В. и Линской Т.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 7 сентября 2005 года дело по кассационным жалобам осужденного Прудникова Н.Н. и кассационному представлению Государственного обвинителя Слизунова А.П. на приговор Красноярского краевого суда от 19 мая 2005 года, которым Прудников Н.Н. осужден: по ст. 105 ч. 2 п. "а" УК РФ к 14 (четырнадцати) годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Прудников осужден за умышленное убийство Ч. ...года рождения и С. ... года рождения.
Преступление совершено ... 19 ноября 2004 года при изложенных в приговоре обстоятельствах.
Заслушав доклад судьи Верховного суда РФ Линской Т.Г., возражения на кассационные жалобы прокурора Модестовой А.А., поддержавшей доводы кассационного представления об отмене приговора с направлением дела на новое рассмотрение и просившей об оставлении кассационной жалобы осужденного без удовлетворения, судебная коллегия установила:
Осужденный Прудников Н.Н. просит об изменении приговора.
Считает, что его осудили несправедливо и предвзято.
В кассационном представлении Государственный обвинитель А.П. Слизунов просит об отмене приговора с направлением дела на новое судебное рассмотрение ввиду несоответствия выводов суда, изложенным в приговоре фактическим обстоятельствам дела и в связи с неправильным применением уголовного закона.
В представлении указывается, что суд, исключив из обвинения Прудникова п. "е" ч. 2 ст. 105 УК РФ, признал установленным, что Прудников, произведя первый выстрел в ..., стоявшего на веранде Ч. достоверно знал, что в доме находится и С. Поэтому, по мнению Государственного обвинителя, действия Прудникова, связанные с производством, как первого, так и второго выстрела из ружья, заряженного пулей, необоснованно расценены как не представляющие одновременную опасность для жизни нескольких людей. В связи с этим в представлении обращается внимание на то, что суд признал установленным то, что Прудников, производя второй выстрел, с целью доведения до конца умысла на убийство Ч. не был уверен в том, что в дверном проеме находится, именно, Ч. Он стрелял "наугад", в направлении входной двери квартиры Ч. заведомо зная о том, что в квартире находится еще один человек С. Указанные фактические обстоятельства преступления, как полагает Государственный обвинитель, давали суду основание к выводу о том, что Прудниковым был избран общеопасный способ убийства.
Кроме того, Государственный обвинитель считает неправильным то, что суд, при решении вопроса о наказании Прудникова, не усмотрел обстоятельств, отягчающих наказание, полагая, что использование при совершении преступления ружья, должно быть признано обстоятельством, отягчающим наказание, что исключало применение в отношении Ч. ст. 62 УК РФ. С учетом того, что Прудников совершил тяжкое преступление, связанное с убийством двух лиц, Государственный обвинитель считает, что назначенное осужденному наказание в виде 14 лет лишения свободы является чрезмерно мягким.
Потерпевший Ч. в своих возражениях высказался в поддержку кассационного представления в той части, что назначенное Прудникову наказание является чрезмерно мягким.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб осужденного и потерпевшего и кассационного представления, судебная коллегия не усматривает оснований к их удовлетворению и считает, что приговор подлежит изменению в части юридической оценки действий осужденного по следующим основаниям.
Согласно обстоятельствам, изложенным в приговоре, суд признал установленным, что 19 ноября 2004 года, около 17 часов Прудников находился в квартире своих соседей Ч. и С. когда между Ч. и Прудниковым Н.Н. возникла ссора. Во время этой ссоры потерпевший Ч. толкнул Прудникова Н.Н. и нанёс ему обухом топора удар в область левого плеча. После этого, Прудников побежал к себе домой. Дома, имея умысел на его убийство Ч. на почве личной неприязни к нему, Прудников взял гладкоствольное охотничье ружье, с которым выбежал во двор и, с расстояния примерно 5 метров, произвел прицельный выстрел в, стоявшего около двери своей квартиры, Ч. В результате указанных действий Прудникова Ч. было причинено огнестрельное касательное ранение правой боковой поверхности шеи, повлекшее тяжкий вред здоровью. После этого, с целью доведения до конца умысла на убийство Ч. Прудников Н.Н., перезарядил ружьё пулевым патроном и произвел второй выстрел в направлении входной двери квартиры, около которой стоял Ч. в момент производства первого выстрела. В момент производства второго выстрела, из квартиры на веранду дома вышла С., которой указанным зарядом было причинено сквозное огнестрельное ранение головы, повлекшее ее смерть. После этого, Прудников пришёл в дом своих родителей, которым рассказал о содеянном им, и попросил вызвать милицию и скорую помощь.
Приведенные выше обстоятельства не противоречат, отраженным в протоколе судебного заседания, и, приведенным в приговоре показаниям Прудникова, признавшим свою вину и показавшим, что вечером 19 ноября 2004 года он, по приглашению своего соседа Ч. зашёл в его квартиру, где находилась сожительница Ч. - С. Между ним и Ч. произошла ссора, во время которой Ч. толкнул его на пол, замахнулся на него топором. Когда он стал убегать, Ч. догнал его на веранде и нанес ему удар обухом топором в область плеча. Он, Прудников, разозлившись на Ч., решил напугать его, для чего взял дома охотничье ружьё, зарядил его патроном с картечью, вышел в ограду и, увидев на веранде дома Ч., произвел выстрел в него. Затем сразу же перезарядил ружьё патроном и произвёл в ту же сторону второй выстрел. Он понимает, что именно от его действий наступила смерть Ч. и Соболевой, но что последняя в момент выстрела выходила на веранду с уверенностью сказать не может, т.к. на улице было темно. Когда стрелял в Ч. видел только человеческий силуэт.
Аналогичного содержания Ч. давал показания и в период расследования дела, последовательно утверждая, что С. появилась на месте происшествия в момент производства им выстрела.
Указанные обстоятельства подтверждены и другими, приведенными в приговоре доказательствами, в том числе показаниями свидетелей, протоколом осмотра места происшествия, выводами судебно-медицинских экспертиз.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что, суд признал установленным о наличии у Прудникова умысла на убийство Ч. на почве личной неприязни к нему, который и был им осуществлен. Описательно-мотивировочная часть приговора, содержит данные о том, что Прудниковым были приняты все необходимые меры к совершению убийства Ч. Потерпевшая С. появилась в дверном проеме неожиданно для Прудникова - в момент производства им выстрела. Так, в приговоре суд указал: "перезарядив ружье патроном, снабженным пулей, произвел второй выстрел в направлении входной двери квартиры Ч. причинив, вышедшей к этому времени на веранду С. сквозное огнестрельное ранение головы, тем самым убил ее.". Таким образом, изложенные в приговоре обстоятельства преступления давали основание к выводу о том, что убийство С. было совершено Прудниковым по неосторожности. Поскольку ружье было заряжено пулевым патроном, т.е. зарядом которым мог быть причинен вред здоровью только одному лицу. Суд в приговоре четко определил умысел Прудникова на совершение убийства, конкретно, Ч. признав, что появление С. было для Прудникова неожиданным, и, именно, в момент производства выстрела, т.е. при обстоятельствах исключающих предотвращение вреда здоровью лица неожиданно появившемуся на месте происшествия. Указанные обстоятельства полностью соответствуют выводам суда о том, что Прудников, произведя первый выстрел в стоящего на веранде Ч., достоверно знал, что С. в это время находится в доме. Поэтому производство им из ружья, заряженного пулевым патроном, как первого, так и второго выстрела не позволило суду признать установленным, что "избранный подсудимым способ убийства, заведомо для него, представлял одновременную опасность для жизни нескольких людей".
Доводы кассационного представления в этой части, по мнению судебной коллегии, противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, и опровергаются приведенными в приговоре доказательствами. Ссылка в кассационном представлении на то, что Прудников знал о том, что в доме находится С., при изложенных выше обстоятельствах, которые не опровергаются и в кассационном представлении, не давала оснований к выводу о совершении преступления общеопасным способом.
Вместе с тем, приведенные в приговоре обстоятельства и мотивировка выводов об отсутствии у Прудникова умысла на убийство второго лица полностью противоречат, изложенным в приговоре выводам суда о том, что: "Не могут быть квалифицированы действия Прудников Н.Н. в отношении С. и как неосторожное убийство, поскольку судом достоверно установлено, что, производя выстрел в сторону веранды, он уже видел вышедшую на неё С. и, следовательно, предвидел и должен был предвидеть наступление тяжких последствий".
С. учетом изложенного, судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда о доказанности вины Прудникова в совершении преступления при изложенных в приговоре обстоятельствах, считает, что суд правильно установив фактические обстоятельства преступления, дал не правильную юридическую оценку преступным действиям Прудникова.
Судебная коллегия признает необходимым переквалифицировать со ст. 105 ч. 2 п. "а" УК РФ на ст. 105 ч. 1 УК РФ действия Прудникова, связанные с убийством Ч. и на ст. 109 ч. 1 УК РФ действия Прудникова повлекшие смерть С.
При решении вопроса о назначении наказания Прудникову по ст.ст. 105 ч. 1 и 109 ч. 1 УК РФ, судебная коллегия учитывает повышенную общественную опасность совершенного Прудниковым преступления, а также изложенные в приговоре обстоятельства, смягчающие наказание, дающие основания к применению в отношении Прудникова ст. 62 УК РФ, предусмотренных законом обстоятельств, отягчающих наказание судом не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Красноярского краевого суда от 19 мая 2005 года, в отношении Прудникова Н. изменить.
Переквалифицировать действия Прудникова Н.Н. со ст. 105 ч. 2 п. "а" УК РФ на ст.ст. 105 ч. 1 УК РФ и 109 ч. 1 УК РФ. Назначить Прудникову наказание: по ст. 105 ч. 1 УК РФ в виде 12 (двенадцати) лет лишения свободы; по ст. 109 ч. 1 УК РФ в виде 2 (двух) лет лишения свободы, а по совокупности указанных преступлений, на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ, путем частичного сложения наказаний в виде 13 (тринадцати) лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В остальной части приговор в отношении Прудникова Н.Н. оставить без изменения, а кассационную жалобу и кассационное представление - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2005 г. N 53-О05-70
Текст определения официально опубликован не был