Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2005 г. N 54-Г05-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Г.В. Манохиной
судей В.А. Емышевой и В.П. Меркулова
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 1 статьи 2 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 27 декабря 2004 года N 349-ОкЗ "О возмещении расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, поселках городского типа" по кассационной жалобе администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа на решение суда Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 11 мая 2005 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда отменить с направлением дела на новое рассмотрение, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа обратился в суд Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 1 статьи 2 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 27 декабря 2004 года N 349-ОкЗ "О возмещении расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, поселках городского типа", опубликованного в Газете "Таймыр" от 27.12.2004 года N 154, ссылаясь на то, что оспариваемой нормой размер возмещения расходов на предоставление льгот определяется как стоимость оплаты жилья и коммунальных услуг, рассчитанная в соответствии с региональным стандартом оплаты жилья и коммунальных услуг, социальной нормой площади жилья, а также нормативами потребления коммунальных услуг, ценами и тарифами, установленными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований автономного округа.
Данные положения Закона округа от 27 декабря 2004 года N 349-ОкЗ не соответствуют требованиям федерального законодательства.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 02.08.1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", социальные работники, занятые в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания, имели право на бесплатное получение жилой площади и жилищно-коммунальных услуг в случае, если они проживают в сельской местности или поселках городского типа, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Федерального закона "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, на основании части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года N 5487-1 в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии действующим законодательством.
Также, прокурор ссылается на статью 6 Закона Российской Федерации "О ветеринарии", согласно которой до внесения изменений Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, специалисты Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), городах районного подчинения, имели право на бесплатные коммунальные услуги, на другие льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Распоряжением Министерства финансов РСФСР от 21.01.1972 года N 01-03-18/08/64 "О порядке оплаты излишков жилой площади, предоставленной в бесплатное пользование работникам просвещения и здравоохранения" с медицинских работников и работников просвещения, проживающих и работающих в сельских местностях и рабочих поселках, пользующихся, согласно действующему законодательству, правом на бесплатную квартиру с отоплением и освещением в натуре, плата за излишки жилой площади, предоставленной им в пользование, не взимается.
Пунктом 1 статьи 2 Закона округа необоснованно и неправомерно ухудшены условия предоставления отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, ранее установленных льгот в натуральной форме, что является нарушением пункта 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ.
Решением суда Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 11 мая 2005 года постановлено: заявление прокурора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 1 статьи 2 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 27 декабря 2004 года N 349-ОкЗ "О возмещении расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, поселках городского типа" удовлетворить частично.
Признать пункт 1 статьи 2 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 27 декабря 2004 года N 349-ОкЗ "О возмещении расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, поселках городского типа" в части определения размера возмещения расходов на предоставление льгот на оплату жилья и коммунальных услуг социальным работникам, занятым в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания, педагогическим работникам образовательных учреждений, врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, специалистам Государственной ветеринарной службы, противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления данного решения в законную силу.
В остальной части оставить заявление прокурора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа без удовлетворения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в части в виду неправильного применения материальный закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Решение суда в части признания недействующими норм в отношении педагогических работников образовательных учреждений, которым предоставляются льготы только по оплате отопления (в том числе приобретение и доставка твердого топлива при наличии печного отопления) и освещения; содержания и ремонта жилья, найма жилого помещения, а также в в части отказа в удовлетворении заявления в отношении работников культуры и специалистов сельского хозяйства, а также специалистов образования, здравоохранения, связи, бытового и других сфер обслуживания, физической культуры и спорта, проживающих в сельской местности не обжаловано в установленном порядке.
Судебная коллегия проверила законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе в порядке.
Удовлетворяя в части заявленные требования суд сослался на то, что Законом округа от 27.12.2004 года N 349-ОкЗ неправомерно ухудшено положение категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, поселках городского типа, а именно: социальным работникам, занятым в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания, врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, специалистам Государственной ветеринарной службы в части возмещения расходов на предоставление им льгот чем, нарушены требования статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года (в ред. от 30.12.2004 года), а именно, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Судебная коллегия находит, что подобный вывод основан на неправильном толковании норм материального права, а суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела.
Положения федеральных законов, на которые ссылается суд в своем решении, устанавливающие льготы отдельным специалистам, проживающим в сельской местности, с 1 января 2005 года утратили силу. Следовательно, все льготы в отношении данных категорий граждан Федеральным законом N 122-ФЗ были отменены.
Согласно пункту 1 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Таким образом, законодатель установил положение о том, что форма и размер предоставляемых ранее и отмененных льгот и гарантий устанавливается этим федеральным законом.
В отношении социальных работников применяется статья 36 Федерального закона от 02.08.1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" в редакции Федерального закона N 122-ФЗ, согласно которой меры социальной поддержки социальных работников, занятых в государственном секторе социального обслуживания, осуществляются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В отношении медицинских и фармацевтических работников - статья 63 Закона РСФСР "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" в редакции Федерального закона N 122-ФЗ, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В отношении специалистов государственной ветеринарной службы РФ статья 6 Закона РФ от 14.05.93 г. N 4979-1 "О ветеринарии" в редакции Федерального закона N 122-ФЗ, согласно которой специалистам государственной ветеринарной службы Российской Федерации могут устанавливаться меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Федеральным законом N 122-ФЗ все нормы о предоставлении бесплатной жилой площади с отоплением и освещением названным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, были заменены на нормы, устанавливающие право субъектов Российской Федерации самостоятельно определять меры социальной поддержки данным категориям граждан, которыми предусматривается замена натуральных льгот компенсационными выплатами.
При таких обстоятельствах суд не обсудил вопросы о возможности применения пункта 2 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ по предоставлению льгот в виде полной оплаты жилья с отоплением и освещением в сельской местности с учетом требований ст. 160 ЖК РФ, не дал анализ окружному закону, которым установлены меры социальной поддержки, фактически не изменяющие прежние условия предоставления данной льготы, не выяснил размеры и условия предоставления соответствующих льгот гражданам, проживающим в сельской местности, не проверил доводы представителей законодательных органов о том, что оспариваемым законом условия предоставления льгот были существенно улучшены по сравнению с действовавшими до 1.01.2005 года, а совокупный объем финансирования соответствующих льгот не уменьшен.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, надлежащим образом проверить доводы представителей законодательных органов округа о порядке, условиях и объеме предоставляемых мерах социальной зашиты отдельным категориям граждан, истребовать у сторон необходимые доказательства и в соответствии с нормами материального и процессуального закона вынести обоснованное решение по делу.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение суда Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 11 мая 2005 года в части признания недействующим пункта 1 статьи 2 Закона Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 27 декабря 2004 года N 349-ОкЗ "О возмещении расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, поселках городского типа" об определении размера возмещения расходов на предоставление льгот на оплату жилья и коммунальных услуг социальным работникам, занятым в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания, врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, специалистам Государственной ветеринарной службы отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Это же решение в остальной части оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2005 г. N 54-Г05-11
Текст определения официально опубликован не был