Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 ноября 2003 г. N 55-Г03-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Г.В. Манохиной
судей З.Д. Беспаловой и В.П. Меркулова
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Республики Хакасия о признании Приложения к Закону Республики Хакасия от 30 сентября 2002 года N 53 "О Реестре государственных должностей в Республике Хакасия и размерах должностных окладов лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия и государственные должности государственной службы Республики Хакасия" (в редакции Закона Республики Хакасия от 2 июня 2003 года N 34) противоречащим в части федеральному законодательству, недействующим со дня принятия, и признании основанных на оспариваемой норме Закона Республики Хакасия от 30 сентября 2002 года N 53 положений абзаца первого пункта 2 и абзаца первого пункта 3 Приложения 2 к Закону Республики Хакасия от 14 февраля 1995 года N 55 "О государственной службе Республики Хакасия" утратившими силу по кассационной жалобе представителя Верховного Совета Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 21 июля 2003 г.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона N 55 следует читать как "14 февраля 1996 года"
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Беспаловой З.Д., объяснения представителя Верховного Суда Республики Хакасия Цыпышевой С.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Выскобойниковой Е.Л., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Исполняющий обязанности прокурора Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия Приложения к Закону Республики Хакасия от 30 сентября 2002 года N 53 "О Реестре государственных должностей в Республике Хакасия и размерах должностных окладов лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия и государственные должности государственной службы Республики Хакасия", в установленном порядке, (далее - Приложение), в редакции Закона Республики Хакасия от 2 июня 2003 года N 34 "О внесении изменений и дополнений в законы Республики Хакасия "О Реестре государственных должностей в Республике Хакасия и размерах должностных окладов лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия и государственные должности государственной службы Республики Хакасия" и "О государственной службе Республики Хакасия", опубликованного в установленном порядке, в части отнесения депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, работающих на непостоянной основе, к государственным должностям Республики Хакасия категории "А".
Кроме того, заявитель просил признать утратившими силу основанные на оспариваемой норме Закона от 30 сентября 2002 года N 53 положения абзаца первого пункта 2 и абзаца первого пункта 3 Приложения 2 к Закону Республики Хакасия от 14 февраля 1995 года N 55 "О государственной службе Республики Хакасия" в части, предоставляющей депутатам Верховного Совета Республики Хакасия, работающим на непостоянной основе и неправомерно отнесенным к государственным должностям Республики Хакасия категории "А", право на ежемесячную доплату к пенсиям, исходя из размера денежного содержания депутата Верховного Совета Республики Хакасия, работающего на постоянной основе.
В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что включение в Сводный перечень государственных должностей Республики Хакасия категории "А" депутатов Верховного Совета, работающих на непостоянной основе, должности которых не обладают обязательными признаками государственной должности, предусмотренными Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" и Законом Республики Хакасия "О государственной службе Республики Хакасия", в том числе установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей, противоречит федеральному и республиканскому законодательству. Необоснованно предусмотрено право депутатов Верховного Совета, работающим на непостоянной основе, на ежемесячную доплату к пенсии исходя из денежного содержания депутатов, работающего на постоянной основе, поскольку отнесение депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, работающих на непостоянной основе, к государственным должностям Республики Хакасия категории "А" противоречит федеральному и республиканскому законодательству. В этой связи основанные на оспариваемом положении вышеприведенные нормы закона Республики Хакасия "О государственной службе Республики Хакасия" также противоречат федеральному и республиканскому законодательству, что влечет утрату ими силы по правилам п. 3 ст. 253 ГПК РФ.
Представители Верховного Совета и Правительства Республики Хакасия возражали против удовлетворения требований прокурора, ссылаясь на то, что депутаты, работающие как на постоянной основе, так и на непостоянной основе, осуществляют предусмотренные законодательством Республики Хакасия законодательные и иные полномочия Верховного Совета Республики Хакасия. Ответственность депутатов определена Законом Республики Хакасия "О статусе депутата Верховного Совета Республики Хакасия". Кроме того, требования прокурора не подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемый Закон Республики Хакасия от 2 июня 2003 года N 34 вступает в силу с 1 января 2004 года, то есть не является действующим, а в соответствии с нормами процессуального права по решению суда может быть признан недействующим нормативный правовой акт вступивший в силу.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 21 июля 2003 г. в удовлетворении требований прокурора о признании утратившими силу положений абзаца первого пункта 2 и абзаца первого пункта 3 Приложения 2 к Закону Республики Хакасия от 14 февраля 1995 года N 55 "О государственной службе Республики Хакасия" отказано. В остальной части заявление удовлетворено.
Представитель Верховного Суда Республики Хакасия подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое, которым отказать в удовлетворении заявления. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, допустил нарушение норм процессуального законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы организации федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (в последующей редакции).
Пункт 1 статьи 1 названного закона определяет государственную должность, как должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Однако Законом Республики Хакасия от 28 декабря 1999 года N 72 (с изменениями на 26 марта 2003 год) "О статусе депутата Верховного Совета Республики Хакасия", не установлен определенный круг обязанностей депутата по исполнению полномочий Верховного Совета Республики Хакасия, как государственного органа субъекта Российской Федерации, и ответственность депутата за исполнение этих обязанностей. Не предусмотрен круг таких обязанностей и ответственность за их исполнение и Законом Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года N 46 (в последующей редакции) "О Верховном Совете Республики Хакасия", Регламентом Верховного Совета Республики Хакасия, утвержденным постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 29 октября 1997 года (в последующей редакции).
Далее, из оспариваемого Приложения усматривается, что депутатам Верховного Совета Республики Хакасия, работающим на непостоянной основе и включенным в сводный перечень государственных должностей Республики Хакасия категории "А" не предусмотрено установление денежного содержания.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что депутаты Верховного Совета Республики Хакасия, работающие на непостоянной основе, не обладают необходимыми и обязательными признаками государственной должности, и, следовательно, включение их оспариваемым Законом в Реестр государственных должностей Республики Хакасия категории "А" противоречит федеральному законодательству является правильным.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, приводились представителем Верховного Совета Республики Хакасия в суде первой инстанции в обоснование своих возражений и были предметом судебного разбирательства. Судом им дана правильная правовая оценка.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, а поэтому оснований к отмене решения суда в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 21 июля 2003 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Верховного Совета Республики Хакасия оставить без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 ноября 2003 г. N 55-Г03-13
Текст определения официально опубликован не был