Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 мая 2004 г. N 55-Г04-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Г.В. Манохиной
судей А.М. Маслова и В.Н. Соловьева
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Мастрич Е.Ю. о признании абзацев 3, 9, 10 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 10 февраля 2003 года N 8 "О внесении изменений и дополнений в Приложения 1 и 2 к Закону Республики Хакасия "О муниципальной службе в Республике Хакасия" недействующими по кассационной жалобе Верховного Совета Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 26 января 2004 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Маслова А.М., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение отменить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Абзацами 3, 9, 10 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 10 февраля 2003 года N 8 "О внесении изменений и дополнений в Приложения 1 и 2 к Закону Республики Хакасия "О муниципальной службе в Республике Хакасия" в Приложении 1, в разделе 1 абзац шестой, в котором ранее должность руководителя (выборного лица) органа территориального общественного самоуправления, избранного на съезде (конференции) граждан и работающего на постоянной основе была включена в сводный перечень выборных муниципальных должностей категории "А", - исключен, а в группу младших муниципальных должностей муниципальной службы категории "В" включен руководитель (выборное лицо) органа территориального общественного самоуправления; избранный на сходе (конференции) граждан и работающий на постоянной основе.
Мастрич Е.Ю. просит суд признать недействующими приведенные нормы, утверждая, что они противоречат п. 2 ст. 1, ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", подразделяющему муниципальные должности на выборные и иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора, и нарушают ее (Мастрич Е.Ю.) права, как избранной на сходе старосты жилого района "Юго-Западный" в городе Абакане и работающей на постоянной основе, поскольку отнесение занимаемой ею должности к должностям муниципальной службы устанавливает ограничения, связанные с муниципальной службой: допускает увольнение по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации и Законом Республики Хакасия "О муниципальной службе в Республике Хакасия", привлечения к дисциплинарной ответственности, проведения аттестации и конкурса на замещение вакантной должности руководителя органа территориального общественного самоуправления.
В судебном заседании представитель Верховного Совета Республики Хакасия заявление не признал.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 26 января 2004 г. признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими абзацы 3, 9, 10 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 10 февраля 2003 года N 8 "О внесении изменений и дополнений в Приложения 1 и 2 к Закону Республики Хакасия "О муниципальной службе в Республике Хакасия" со дня его принятия.
Представитель Верховного Совета Республики Хакасия Шейерман Н.И. подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений представителя Мастрич Е.Ю. - Абаковской С.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение подлежащим отмене.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Удовлетворяя заявленные требования, суд сослался на ч. 2 ст. 1, ст. 2 и ст. 7 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", согласно которым выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов; иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора. Муниципальной службой является профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
На основании приведенных норм суд сделал вывод, что оспариваемые положения закона Республики Хакасия не соответствуют федеральному закону.
Между тем, такой вывод нельзя признать основанным на изложенных нормах, поскольку положения федерального закона определяют выборные и иные муниципальные должности, понятие муниципальной службы и муниципального служащего, в то время как Мастрич Е.Ю. оспаривает право законодателя Республики Хакасия в Реестре выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Хакасия исключить должность руководителя (выборного лица) органа территориального общественного самоуправления, избранного на сходе (конференции) граждан и работающего на постоянной основе, из перечня выборных муниципальных должностей категории "А" и включить в группу младших муниципальных должностей муниципальной службы категории "В".
В решении не содержится суждения, в чем заключается противоречие между Законом Республики Хакасия в оспариваемой части и Федеральным законом.
Согласно заявлению, другим материалам дела, Мастрич Е.Ю. не ставила под сомнение, что занимает муниципальную должность, не оспаривает этого и Верховный Совет Республики Хакасия, поскольку должность, которую занимает заявитель, сохранена в Реестре выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Хакасия.
При таких обстоятельствах суду надлежало, исходя из заявленных требований, отнести к обстоятельствам, имеющим значение для дела, разрешение вопроса, к какой категории муниципальных должностей относится руководитель (выборное лицо) органа территориального общественного самоуправления; избранный на сходе (конференции) граждан и работающий на постоянной основе, вправе ли законодатель субъекта Российской Федерации перемещать муниципальные должности из одной категории в другую, какому Федеральному закону оспариваемые положения противоречат.
Данные вопросы не исследованы судом, хотя имеют существенное значение для правильного рассмотрения дела, не могут быть проверены в суде кассационной инстанции, в связи с чем решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362 ч. 1 п. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 26 января 2004 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 мая 2004 г. N 55-Г04-4
Текст определения официально опубликован не был