Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2004 г. N 56-Г04-28
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего судьи А.М. Маслова
судей В.Н. Соловьева и В.Б. Хаменкова
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Владивостока в интересах Российской Федерации и граждан, проживающих на территории муниципального образования г. Владивосток, о признании незаконным бездействия администрации МО г. Владивостока по непринятию мер к выдаче мобилизационных заданий, к заключению мобилизационных договоров с руководителями предприятий и непринятию мер по включению с состав суженного заседания администрации МО г. Владивостока военных комиссаров Ленинского, Первомайского, Советского и Фрунзенского районов г. Владивостока.
По кассационному представлению участвовавшего в деле прокурора Ленинского района г. Владивостока, кассационным жалобам ВрИО военного комиссара Приморского края, ВрИО военного комиссара Первомайского района г. Владивостока на решение Приморского краевого суда от 7 сентября 2004 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Маслова А.М., объяснения представителя администрации муниципального образования г. Владивосток Ватутиной Л.Х., возражавшей против удовлетворения кассационных жалоб и протеста, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Власовой Т.А., поддержавшей кассационное представление, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Ленинского района обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и граждан, проживающих на территории муниципального образования г. Владивосток, о признании незаконным бездействия администрации МО г. Владивостока по непринятию мер, перечисленных в заявлении, которые возложены на орган местного самоуправления п.п. 8, 12 ст. 8, п. 5 ст. 9 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", п.п. 7, 9 ст. 7 Федерального закона "Об обороне", постановлением администрации Приморского края 23-СП от 31.07.2003.
Представитель администрации муниципального образования г. Владивосток возражал против заявленных требований.
Представители военного комиссариата Приморского края, военных комиссариатов Ленинского, Первомайского и Советского районов, требования прокурора поддержали.
Решением Приморского краевого суда от 7 сентября 2004 г. признано незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Владивостока по невключению в состав суженного заседания администрации г. Владивостока военных комиссаров Ленинского, Первомайского, Советского, Фрунзенского районов г. Владивостока.
Возложена на администрацию муниципального образования г. Владивосток обязанность устранить допущенное нарушение и включить военных комиссаров Ленинского, Первомайского, Советского, Фрунзенского районов г. Владивостока в состав суженного заседания администрации г. Владивостока в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении заявления прокурора Ленинского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования г. Владивосток по непринятию мер к выдаче мобилизационных заданий, незаключении договоров с руководителями организаций всех форм собственности по оповещению граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, о предоставлении зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации муниципального образования и о возложении на администрацию г. Владивостока обязанности устранить указанные нарушения отказано.
В кассационном представлении прокурора Ленинского района г. Владивостока ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении заявления и направлении дела на новое рассмотрение в связи с неправильным применением материального закона.
Аналогичные доводы содержатся в кассационных жалобах военных комиссариатов Приморского края и Первомайского района.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления и кассационных жалоб, возражений администрации муниципального образования г. Владивосток, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение подлежащим частичной отмене.
В части отказа в удовлетворении заявления прокурора суд сослался на то, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Поскольку таких средств в достаточной мере муниципальному образованию г. Владивосток не выделено, отсутствуют признаки бездействия.
Полномочия органов местного самоуправления в области обороны определены в статье 7 Федерального закона "Об обороне", в соответствии с п. 7, 9 которой на органы местного самоуправления возложена обязанность в пределах своей компетенции по обеспечению потребностей Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в материальных средствах, энергетических и других ресурсах и услугах по их заказам в порядке, установленном законодательством в области обороны; участию в разработке и обеспечении выполнения планов перевода (мобилизационных планов) органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени, а также планов и заданий накопления материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов в организациях, имеющих мобилизационные задания на военное время.
Согласно пунктам 8, 12 части 1 статьи 8 Федерального закона РФ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26.02.1997 N 31-ФЗ полномочиями органов местного самоуправления является заключение в пределах своей компетенции договоров (контрактов) с организациями о поставке продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации муниципальных образований; организация в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставки техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации.
Ст. 9 п. 5 того же Федерального закона устанавливает, что в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации организации обязаны выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами).
Полномочия муниципального образования в области обороны по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации, в том числе финансирования баз мобилизационного развертывания установлены также ст. 20 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 15.10.1999 г. N 1372, в соответствии с которой органы местного самоуправления выделяют по предоставлении необходимых документов денежные средства.
Судом правильно признана обязанность муниципального образования выполнять требования, установленные приведенными выше нормативными правовыми актами, однако сделал вывод о том, что обязанность по заключению договоров, в том числе направленных на обеспечение обороноспособности и мобилизационной подготовки, может быть выполнена не иначе, как по получении материальных и финансовых средства на осуществление государственных полномочий. При этом суд исходил из общеправового положения о свободе договора.
Между тем, ст. 421 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
К таким основаниям для заключения соответствующих договоров относятся приведенные выше положения Федеральных законов "Об обороне", "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".
В этой связи суду надлежало предложить администрации муниципального образования г. Владивосток представить доказательства о принятых мерах по созданию базы мобилизационного развертывания, по оповещению, сбору и отправке граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, о предоставлении зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в целях мобилизационной подготовки и мобилизации, выполнении других задач, возложенных на муниципальное образование статьей 8 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", решены ли они в результате тех действий, которые, как установлено судом, выполнены администрацией муниципального образования.
Таким образом, при рассмотрении дела судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права, не приобщены к материалам дела неопубликованные правовые акты, на которые имеются ссылки в решении. Указанные нарушения не могут быть восполнены судом кассационной инстанции, в связи с чем решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 7 сентября 2004 г. в части отказа в удовлетворении заявления прокурора Ленинского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования г. Владивосток по непринятию мер к выдаче мобилизационных заданий, незаключении договоров с руководителями организаций всех форм собственности по оповещению граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, о предоставлении зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации муниципального образования и о возложении на администрацию г. Владивостока обязанности устранить указанные нарушения отменить и направить дело в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части решение оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2004 г. N 56-Г04-28
Текст определения официально опубликован не был