Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. N 56-Г05-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.
судей Харланова A.B., Еременко Т.И.
рассмотрела в судебном заседании 21 декабря 2005 г. гражданское дело по кассационным жалобам Администрации Приморского края, Управления внутренних дел Приморского края на решение Приморского краевого суда от 5 октября 2005 г., которым удовлетворено заявление первого заместителя прокурора Приморского края о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления губернатора Приморского края N 115 от 11 мая 2004 г. "Об утверждении Положения об управлении внутренних дел Приморского края".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова A.B., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда законным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Первый заместитель прокурора Приморского края обратился в Приморский краевой суд с заявлением в защиту государственных и общественных интересов о признании противоречащим закону и недействующим Постановления губернатора Приморского края N 115 от 11.05.2004 г. "Об утверждении Положения об управлении внутренних дел Приморского края", опубликованного в Сборнике нормативных правовых актов администрации Приморского края" N 9 от 17 мая 2004 г.
В обоснование заявления указал, что постановление принято с превышением пределов компетенции губернатора Приморского края, в связи с чем подлежит отмене.
Решением Приморского краевого суда от 5 октября 2005 г. заявление прокурора удовлетворено.
В кассационных жалобах Администрации Приморского края и Управления внутренних дел Приморского края поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации "О милиции" N 1026-1 от 18.04.1991 г. (в редакции от 9.05.2005 г.) милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации N 927 от 19.07.2004 г. утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Пунктом 1 Положения определено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе миграции.
Пунктом 12 п.п. 11 указанного положения предусмотрено, что Министр утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата МВД России, положения (типовые положения, уставы) об органах, подразделениях и организациях системы МВД России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом МВД РФ N 730 от 15.09.2003 г. утверждено Типовое положение о Министерстве внутренних дел, Главном управлении, управлении внутренних дел субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 Типового положения предусмотрено, что МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации действует на основании Положения о нем. соответствующего настоящему Типовому положению, которое утверждается в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации по согласованию с МВД России.
Пунктом 80.11 данного Типового положения к полномочиям Министра внутренних дел республики, начальника Главного управления, управления внутренних дел края, области, города отнесено издание в пределах своей компетенции правовых актов по вопросам организации деятельности МВД ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, подчиненных органов внутренних дел, подразделений и организаций, обеспечение контроля за их выполнением.
Согласно п. 2 Типового положения о Министерстве внутренних дел, Главном управлении, управлении внутренних дел субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД РФ N 730 от 15.09.2003 г., МВД, ГУВД, УВД субъекта РФ создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации является юридическим лицом (п. 6 Типового положения). Понятие, порядок создания и деятельности юридического лица регулируется главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Юридическое лицо действует на основании учредительных документов, подлежит государственной регистрации в уполномоченном органе (ст.ст. 51, 52 ГК РФ). УВД края также прошло государственную регистрацию в соответствующем органе.
УВД Приморского края не является органом исполнительной власти края и не включено в его структуру. УВД края входит в единую систему органов внутренних дел Российской Федерации, возглавляемую федеральным органом исполнительной власти - Министерством внутренних дел РФ (п. 3 Типового положения).
Проанализировав данные правовые акты, суд пришел к правильному выводу о том, что ни указанными выше нормативными актами, ни Уставом Приморского края губернатор края не наделен полномочиями по принятию нормативных актов, регулирующих создание и деятельность структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, являющихся юридическими лицами.
Принятие губернатором Приморского края постановления об утверждении Положения об УВД Приморского края, которым определяются задачи, функции, полномочия УВД Приморского края как структурного подразделения Министерства внутренних дел России, выходит за рамки полномочий, предоставленных губернатору Уставом Приморского края и другими нормативными актами Приморского края.
Согласование с губернатором края кандидатуры начальника милиции общественной безопасности Приморского края и осуществление контроля со стороны законодательной и представительной власти края за милицией общественной безопасности Приморского края в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации, как правильно указал суд, не может служить основанием для принятия губернатором края постановления об утверждении Положения об УВД Приморского края.
С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что постановление губернатора края N 115 от 11.05.2004 г. "Об утверждении Положения об управлении внутренних дел Приморского края" принято с превышением компетенции и подлежит отмене.
Вывод суда мотивирован, соответствует требованиям федерального законодательства и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.
Ссылка в кассационных жалобах на Федеральный закон от 6 октября 1999 г. (в редакции от 21 июля 2005 г.) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Устав края несостоятельна, поскольку они не регулируют непосредственно отношения по утверждению оспариваемого Положения и не наделяет высшее должностное лицо субъекта РФ правом утверждать его.
Довод о том, что полномочия Губернатора края по утверждению Положения об УВД Приморского края, вытекают из п. 4 и п. 8-11 указанного выше Типового положения, основан на неправильном толковании норм материального права.
Ссылка в кассационной жалобе на письмо МВД РФ от 14 апреля 2004 г. также несостоятельна, поскольку оно не является нормативным актом.
То обстоятельство, что в состав милиции входит и милиция общественной безопасности, которая в соответствии со ст. 7 Закона РФ "О милиции" подчиняется соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ, не может служить основанием для отнесения всего УВД субъекта РФ в структуру органов исполнительной власти субъектов РФ.
Довод о том, что отмена оспариваемого Положения отразится на деятельности УВД Приморского края не имеет правового значения.
Кроме того, нет никаких препятствий для утверждения Положения об УВД Приморского края компетентным органом в соответствии с федеральным законодательством.
Несогласие с выводом суда о том, что начальник УВД края вправе в пределах своей компетенции, по согласованию с МВД России, утвердить Положение об УВД края, не влияет на законность вывода суда о превышении компетенции губернатором края.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационных жалобах, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 5 октября 2005 г. оставить без изменения, а кассационные жалобы Администрации Приморского края и Управления внутренних дел Приморского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. N 56-Г05-13
Текст определения официально опубликован не был