Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 5 ноября 2009 г. N 56-О09-71
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Червоткина А.С.
судей Зыкина В.Я., Линской Т.Г.
при секретаре Назаровой Т.Д.
рассмотрела в судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Кузенкова В.Ф. на приговор Приморского краевого суда от 21 августа 2009 года, которым Кузенков В.Ф., судимый:
1) 27 августа 2002 года по ст. 111 ч. 1, 73 УК РФ к 4 годам лишения свободы условно, с испытательным сроком на 3 года,
2) 24 апреля 2003 года по ст.ст. 116, 119, 69 ч. 2, 70 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы, 05 сентября 2006 года освобожден условно-досрочно на 1 год 18 дней,
3) 15 июля 2008 года по ст.ст. 119 ч. 1, 119 ч. 1, 119 ч. 1, 119 ч. 1, ст. 69 ч. 2 УК РФ к двум годам лишения свободы с исчислением начала срока наказания с 15 июля 2008 года, - осужден по п.п. "а, в, к" ч. 2 ст. 105 УК РФ на девятнадцать лет лишения свободы.
На основании ч. 5 ст. 69 УК РФ Кузенкову В.Ф. назначено наказание в виде лишения свободы на девятнадцать лет шесть месяцев в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Червоткина А.С., выступления осужденного Кузенкова В.Ф. и адвоката Чигорина Н.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора Курочкиной Л.А. об оставлении приговора без изменения, судебная коллегия установила:
Кузенков В.Ф. признан виновным в совершении убийства З. и Х., то есть умышленного причинения смерти двум лицам, в том числе лицу, заведомо для виновного находящемуся в беспомощном состоянии, а также с целью скрыть другое преступление.
Преступные действия совершены 24 мая 2008 года в г. ... края при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В судебном заседании Кузенков В.Ф. виновным себя признал частично.
В кассационной жалобе осужденный Кузенков В.Ф. выражает несогласие с приговором, указывая на то, что он не отрицает факта преступления, но по делу неверно установлен мотив его действий, приговор постановлен исключительно на его первоначальных показаниях, которые были искажены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает приговор суда законным, обоснованным и справедливым.
Виновность Кузенкова В.Ф. в совершении преступных действий, установленных приговором, подтверждена совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании.
Сам факт совершения Кузенковым В.Ф. убийства потерпевших подтвержден материалами дела, и в кассационной жалобе не оспаривается. Мотив совершения преступления судом установлен правильно.
В судебном заседании Кузенков В.Ф. показал, что во время поездки в автобусе его сожительница Х. сказала, что ей надо зайти к знакомому и вышла из автобуса. Он вышел следом. Х. вошла в квартиру. Минут через 10 он толкнул дверь. Дверь была не заперта, и он зашел на кухню. В кухне на коленях стояла Х., голова которой была склонена возле паха З. Далее все происходило как в тумане. Помнит, что он откинул Х. за ворот одежды. Очнулся, когда Х. лежала на лестничном пролете, он держал ее за волосы, в руках у него был нож. Он пошел на остановку, по пути нож выкинул. Из квартиры потерпевшего он забрал кружки и рюмки, зачем, объяснить не может. Он не помнит, как наносил удары З. которого видел впервые и не знал, что он инвалид. Х. и ранее изменяла ему.
В то же время в ходе предварительного следствия осужденный Кузенков В.Ф. давал более подробные показания об обстоятельствах совершения им преступления.
Он показывал, что в квартиру З. он вошел сразу вслед за Х. там находился мужчина, который сидел в инвалидной коляске. Они втроем стали пить пиво. Он узнал, что мужчину зовут З. Тот попросил его сходить в магазин за водкой, дал денег, после чего они продолжили распивать спиртные напитки. Он предложил Х. уйти, но она отказалась. З. сказал ему, что Х. является его девушкой, обозвал его нецензурным словом. Он схватил со стола кухонный нож и нанес удар ножом З. в спину. От удара тот вместе с коляской упал на пол. Лежащему на полу потерпевшему он нанес еще несколько ударов ножом в область груди и шеи. После убийства, чтобы не оставлять следов, он собрал в пакет бутылку водки, кружки, рюмки, вытер кровь с ножа об одежду З. и положил нож в карман своей куртки. Схватив Х. за шиворот, он и вместе с ней вышел из квартиры. Х. отказывалась идти с ним, возникла ссора. Он понимал, что если они не покинут подъезд, то их могут увидеть. Поэтому он нагнулся над Х. и перерезал ей горло, нанес ей еще несколько ударов ножом в область груди. Выйдя из подъезда, он зашел за дом, примерно 100-200 метров выбросил нож и другие предметы (т. 1 л.д. 96-100).
Аналогичные показания об обстоятельствах и мотивах убийства Кузенковым В.Ф. были даны на допросе в качестве обвиняемого (т. 1 л.д. 122-127), а также при проверке показаний с выходом на место происшествия (т. 1 л.д. 128-138).
Проверкой показаний на месте установлено, что ему было известно место совершения преступления, орудие убийства, механизм нанесения телесных повреждений на теле потерпевших. Это следственное действие было проведено в условиях, исключающих незаконное воздействие, с участием адвоката, экспертов, понятых.
Каких-либо замечаний со стороны участвующих лиц, в том числе от Кузенкова В.Ф. и его защитника, при составлении протоколов допросов, в том числе, при выходе на место происшествия, не поступало. Кузенков В.Ф., как следует из протокола, утверждал, что показания давал добровольно, без какого-либо психического либо физического воздействия.
При таких обстоятельствах показания, данные Кузенковым В.Ф. в ходе предварительного следствия обоснованно признаны судом допустимыми и достоверными доказательствами, подтвержденными другими материалами дела.
Из показаний потерпевшей В. (З.) следует, что З. - ее отец, который проживал один, являлся инвалидом первой группы, сам за собой ухаживать и выходить из дома не мог, передвигался по квартире на инвалидной коляске. Считает, что в случае нападения, отец не смог бы оказать сопротивление из-за состояния здоровья.
Свидетель Л. пояснила, что в ее доме жил З. инвалид на инвалидной коляске. 24 мая 2008 года около 11 часов она услышала шум, открыв дверь, увидела, что сверху, на площадку упала женщина. Минуты через полторы, открыв дверь, она увидела, что на пролете между вторым и третьим этажами лежит женщина, а мужчина (Кузенков), просил ее встать, говорил, что заберут сотрудники милиции, пытался поднять ее за шиворот одежды. Кузенков наклонился над девушкой, при этом его рука была на горле девушки. На ее вопрос, что тот делает, Кузенков стал угрожать. Она, испугавшись, закрыла дверь, вызвала милицию.
Показания Кузенкова В.Ф. об обстоятельствах совершения преступления, данные им в ходе предварительного следствия, подтверждены также протоколом осмотра места происшествия, заключениями экспертиз, другими изложенными в приговоре доказательствами.
Согласно заключениям судебно-медицинских экспертиз:
- причиной смерти Х. явились колото-резаные, проникающие в грудную и брюшную полости ранения передней поверхности груди с повреждениями левого легкого, правого предсердия и правой доли печени (т. 1, л.д. 107-110);
- причиной смерти З. явились колото-резаные, проникающие в грудную и брюшную полости ранения передней и задней поверхностей груди с повреждениями правого легкого, дуги аорты и правой доли печени (т. 1, л.д. 118-121).
Согласно справке руководителя бюро МСЭ филиала N ... З. является инвалидом ... группы (т. 2, л.д. 144).
Утверждения Кузенкова В.Ф. в суде о том, что со З. он знаком не был, не знал, что тот инвалид и находился в беспомощном состоянии, опровергаются материалами дела. В судебном заседании было установлено, что Кузенков В.Ф. и потерпевшие находились вместе в квартире в течение продолжительного времени, вместе употребляли спиртные напитки. Из медицинской документации, показаний потерпевшей В. (З.), свидетелей Л., Т. и других следует, что З. являлся инвалидом первой группы с очевидными признаками инвалидности и беспомощности, передвигался в инвалидной коляске.
Относительно мотивов совершенного преступления Кузенков В.Ф. в своей явке с повинной сообщил, что в ходе распития спиртных напитков между ним и З. произошла ссора, в ходе которой он взял со стола кухонный нож, нанес им множество ударов З., и убил его. Когда он с Х. покинул квартиру З., спускаясь вниз по подъезду, между ним и Х. произошла ссора, в ходе которой он достал нож, нанес им несколько ударов Х. и убил ее (т. 1 л.д. 87-88).
В ходе предварительного следствия он также показывал, что З. называл Х. своей девушкой, оскорбил его нецензурным словом, после чего он и нанес потерпевшему удары ножом. Х. являлась очевидцем убийства и была очень испугана. Он пытался увести ее домой, вытащил из квартиры, у них возникла ссора, так как Х. отказалась идти с ним и легла на лестничную площадку. Он, не желая, чтобы кто-либо из жильцов увидел их и заподозрил в причастности к убийству З. нанес ... несколько ударов ножом в грудь и шею, и убил ее.
Показания Кузенкова В.Ф. в этой части подтверждаются показаниями свидетеля Л. о том, что Кузенков требовал, чтобы Х. встала, высказывал опасения, что их могут забрать сотрудники милиции, показаниями свидетеля В. о том, что Кузенков старался быть не узнанным, скрывал свое лицо, отворачивался (т. 1 л.д. 162-164).
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что Кузенков В.Ф. совершил убийство потерпевших в ходе ссоры, возникшей на почве ревности. Кроме того, он, не желая обнаруживать свою причастность к убийству З. сначала пытался увести Х., а когда та отказалась идти с ним, убил Х. с целью скрыть ранее совершенное преступление.
Согласно заключению судебно-психиатрической комиссии экспертов N ... от 01.09.2008 года Кузенков В.Ф. обнаруживает признаки эмоционально неустойчивого расстройства личности импульсивного типа, компенсированного состояния. У Кузенкова В.Ф. в период, относящийся к инкриминируемому ему деянию, не обнаруживалось признаков временного психического расстройства, его действия были целенаправленны, он поддерживал адекватный речевой контакт с окружающими, в его поведении не обнаруживалось признаков бреда, галлюцинаций, расстроенного сознания, им сохранены воспоминания о содеянном, и он мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. По своему психическому состоянию он может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими (т. 2, л.д. 129-131).
Судом дана правильная оценка всей совокупности исследованных доказательств, сделан обоснованный вывод о виновности Кузенкова В.Ф., и его квалифицированы правильно.
Наказание Кузенкову В.Ф. назначено с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, данных о его личности, всех обстоятельств дела, поэтому оснований для его снижения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Приморского краевого суда от 21 августа 2009 года, в отношении Кузенкова В.Ф. оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 5 ноября 2009 г. N 56-О09-71
Текст определения официально опубликован не был