Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 20 мая 2004 г. N 57-О04-7
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Ермилова В.М.
судей Борисова В.П. и Ламинцевой С.А.
рассмотрела в судебном заседании от 20 мая 2004 года кассационные жалобы осужденных Дзагиева Р.С., Картоева А.М. и Товмарзиева А.У. на приговор Белгородского областного суда от 17 декабря 2004 года, которым
Дзагиев Р.С., ...,
осужден к лишению свободы по ст. 210 ч. 2 УК РФ на 5 лет, по ст. 162 ч. 4 п. "а" УК РФ на 10 лет, по ст. 325 ч. 1 УК РФ на 6 месяцев, по ст. 327 ч. 3 УК РФ к 1 году исправительных работ, и по совокупности преступлений, на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ, окончательно назначено 12 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Картоев А.М., ...,
осужден к лишению свободы по ст. 210 ч. 2 УК РФ на 3 года, по ст. 162 ч. 4 п. "а" УК РФ на 8 лет, по ст. 325 ч. 1 УК РФ на 6 месяцев, по ст. 325 ч. 2 УК РФ к 6 месяцам исправительных работ, и по совокупности преступлений, на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ, окончательно назначено 8 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Товмарзиев А.У., ...,
осужден по ст.ст. 33 ч. 5, 162 ч. 4 п. "а" УК РФ с применением ст. 64 УК РФ на 3 года 6 месяцев лишения свободы, по ст. 327 ч. 3 УК РФ на 1 год исправительных работ, и по совокупности преступлений, на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ, окончательно назначено 3 года 9 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Судом разрешены гражданские иски.
Заслушав доклад судьи Борисова В.П., изложившего обстоятельства дела, выслушав доводы осужденных Дзагиева Р.С., Картоева А.М., Товмарзиева А.У. адвокатов Беляева В.В. и Заяц В.А., поддержавших доводы кассационных жалоб осужденных, мнение прокурора Аверкиевой В.А., полагавшей приговор оставить без изменения, судебная коллегия установила:
Дзагиев и Картоев признаны виновными в участии в преступном сообществе, в разбойном нападении и в похищении официальных документов, а Дзагиев еще и в использовании заведомо подложного документа.
Товмарзиев признан виновным в пособничестве в разбойном нападении, а также в использовании заведомо подложного документа.
Преступления совершались с января 2001 года по июль 2002 года ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В судебном заседании осужденный Дзагиев вину признал частично, а осужденные Картоев и Товмарзиев вину не признали.
В кассационных жалобах (основных и дополнительных):
осужденный Товмарзиев указывает о своем частичном не согласии с приговором. Указывает, что не знал, что автокран похищен. Не отрицает, что перегонял автокран, но утверждает, что не давал заранее обещание скрыть предметы, добытые преступным путем, то есть не обещал перегнать похищенный автокран в обусловленное место. Утверждает, что и не мог давать такого обещания, так как не имел навыков вождения большегрузных автомобилей. Указывает, что не знал других осужденных кроме Картоева, что не предполагал, что они действуют в составе организованной группы, не знал о нападении на водителя и о применении к нему насилия. Просит приговор суда изменить;
осужденный Картоев указывает о своем не согласии с приговором. Утверждает, что ни в каком преступном сообществе не участвовал. В своей явке с повинной утверждал только о том, что перегонял похищенную технику, участия в нападении на водителей не принимал, документы не изымал. Утверждает, что на следствии оговорил себя под воздействием работников правоохранительных органов. Считает, что суд, при назначении наказания не учел данные о его личности. Просит приговор изменить, признать смягчающие его вину обстоятельства исключительными и назначить ему наказание с применением ст. 64 УК РФ;
осужденный Дзагиев считает приговор не законным и не обоснованным. Подробно анализируя приговор, указывает, что в нем не приведены доказательства, подтверждающие его вину. Считает, что нет доказательств участия его в преступном сообществе, не доказано, что он вместе с Батырбековым и другими, не установленными лицами, выбирал место предстоящего нападения, договаривался с водителями о поездке, участвовал в нападении на водителей. Считает, что судом не дана надлежащая оценка допустимости некоторых доказательств, в частности заключению дактилоскопической экспертизы, протоколам опознания, телефонным разговорам между абонентами. Полагает показания потерпевших Г. и М. противоречивы. Утверждает, что на следствии к нему и другим осужденным применялись недозволенные методы следствия, в результате чего он оговорил себя. Просит приговор отменить, а дело направить на новое судебное рассмотрение.
В возражениях на жалобы осужденных государственный обвинитель Пьянова М.Н. и потерпевший М., указывая на несостоятельность изложенных в них доводов, просят оставить приговор без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражения на них, судебная коллегия находит, что вывод суда о виновности осужденных в совершении преступлений, основанным на исследованных в судебном заседании доказательствах, анализ которых содержится в приговоре.
Так из показаний потерпевшего П. следует, что 22 января 2001 года Батырбеков, под предлогом оказания помощи в разгрузке бетонных блоков, завлек его в район дач ... Когда он приехал к дачам на автокране ... Батырбеков попросил его выйти из автомобиля и осмотреть подъездные пути. Он вышел, Батырбеков напал на него и сбил с ног на землю. К нему присоединились другие лица, которых он не видел, так как ему на лицо натянули вязаную шапочку. Нападавшие заявили, что если он будет сопротивляться то "получит 9 граммов". Он понял, что они могут применить оружие, испугался и перестал сопротивляться. Его завели в дачный домик, и надели на руки наручники. Нападавшие забрали у него свидетельство о регистрации транспортного средства на автокран. Затем его отвезли в лесной массив, где удерживали около 6 часов, а затем отпустили. Между собой нападавшие общались с помощью сотовых телефонов. Впоследствии он опознал Батырбекова.
Из показаний потерпевшего Р. видно, что 30 января 2001 года он по просьбе ранее незнакомого ему Батырбекова на закрепленном за ним автокране выехал в дачный кооператив ..., якобы, для разгрузки бетонных блоков. В пути следования Батырбеков несколько раз звонил по сотовому телефону и сообщал неизвестному абоненту, где они находятся. По приезде на территорию дачных участков Батырбеков предложил ему осмотреть подъездные пути, и они прошли вглубь дачных участков. Здесь Батырбеков и его сообщник, которого он не рассмотрел, напали на него, сбили с ног, стали избивать, под угрозой пистолета ему надели на руки наручники, а на лицо натянули вязаную шапочку. Высказывали угрозу убийством, если будет сопротивляться, приставляли пистолет к затылку. Из-за плотного телосложения, нападавшие, не смогли надеть наручники сзади и застегнули их спереди. После этого у него забрали деньги в сумме ... рублей, талон о прохождении технического осмотра и свидетельство о регистрации транспортного средства на автокран. Его увезли в безлюдное место и удерживали длительное время.
Из показаний потерпевшего Г. усматривается, что 24 марта 2001 года он работал на автокране ... на реконструкции моста ... К нему подошел ранее не знакомый Батырбеков и попросил помочь разгрузить бетонные плиты на дачном участке. Получив согласие прораба, он с Батырбековым выехал к дачным участкам ... Здесь Батырбеков предложил осмотреть подъездные пути. Он вышел из автомобиля. Батырбеков, Дзагиев и еще один человек напали на него и сбили с ног. Они начали избивать его, нанося удары ногами, при этом угрожали пистолетом, приставив его к голове. На лицо ему натянули шапочку, а на руки надели наручники. При этом от него потребовали рассказать о конструктивных особенностях автомобиля. Он испугался за свою жизнь и все рассказал. Затем его посадили в легковой автомобиль, и вывезли в лесополосу, где под угрозой лишения жизни заставили выпить около 1 литра водки, отчего он потерял сознание. Очнувшись на следующее утро, он пришел на работу и рассказал обо всем мастеру. Нападавшие похитили автомобиль и его деньги в сумме ... рублей.
Из показаний потерпевшего Ш. следует, что 31 июля 2001 года он работал на автокране ... К нему подошел ранее не знакомый парень, как он впоследствии узнал, Дзагиев, и они договорились об использовании крана на следующий день. 1 августа 2001 года он приехал к месту встречи у дорожного знака ... Дзагиев сел в автомобиль и стал показывать дорогу. Проехав село, свернули направо и остановились возле лесополосы. Здесь их ждал незнакомый человек ... Они вдвоем напали на него, пытаясь повалить, а когда он начал сопротивляться, Дзагиев сказал сообщнику, чтобы тот достал "ствол". Он почувствовал, что ему к спине приставили что-то твердое, ему сказали, что если пикнешь или дернешься - завалим. Он испугался и перестал сопротивляться. Ему надели на голову мешок, связали руки и ноги скотчем. Через некоторое время он услышал, как автокран уехал. Его посадили в автомобиль и вывезли в какую-то посадку, где заставили выпить около 400 граммов водки, так как он вообще не пьет, то потерял сознание. О том, что автокран похитили, сообщил на следующее утро. Кроме этого у него похитили водительское удостоверение, временное разрешение к водительскому удостоверению, удостоверение крановщика, талон о прохождении технического осмотра, свидетельство о регистрации транспортного средства на автомобиль ...
Из показаний потерпевшего М. видно, что вечером 2 сентября 2001 года он на автокране работал на железнодорожной станции ... К нему подошел ранее незнакомый парень, как впоследствии узнал Дзагиев, который уговорил его оказать помощь в разгрузке бетонных блоков. По прибытии на дачный участок Дзагиев напал на него, нанес удары рукой в лицо и спину. К Дзагиеву присоединился сообщник. Они сбили его с ног, приставили к голове пистолет и сказали, чтобы не дергался. Он понял, что нападавших было более двух человек, слышал щелчок, как будто передергивали затвор пистолета. Затем он услышал, как уехали автомобиль ... и его автокран. Его увезли в безлюдное место, где заставили выпить большое количество спиртного, отчего он потерял сознание и проснулся только утром.
Из показаний потерпевшего Ч. усматривается, что его отец, работавший водителем автомобиля ... пропал 5 марта 2002 года, а 11 марта 2002 года он со своими знакомыми нашел его труп в дачном домике ...
Из показаний потерпевшего К. следует, что 28 сентября 2001 года он на закрепленном за ним автокране приехал из служебной командировки ... и находился ... Здесь к нему по очереди подходили двое мужчин, которые уговорили его помочь погрузить аварийный автомобиль. В сопровождении одного из них он приехал в район дач ... Мужчина попросил его остановиться, сказав, что в его автомобиле горит масло. Он вышел из автомобиля и мужчина напал на него, приставил к шее нож и сказал, чтобы вел себя спокойно, иначе он его зарежет. Он испугался. Мужчина завел его в лесной массив, связал скотчем, закрыл лицо бейсболкой и несколько часов удерживал. В это время сообщники мужчины похитили автокран, барсетку стоимостью ... рублей, в которой находились деньги в сумме ... рублей, паспорт на его имя, удостоверение крановщика, свидетельство о регистрации транспортного средства на автокран, паспорт транспортного средства на личный автомобиль ... водительское удостоверение. Кроме того, мужчина забрал у него из кармана ... рублей.
Из показаний потерпевшего С. видно, что 1 апреля 2002 года он на автокране ... выполнял работы ... К нему обратился ранее незнакомый Дзагиев и попросил оказать помощь в разгрузке плит на дачном участке. В сопровождении Дзагиева он приехал на дачные участки ... Здесь он вышел из автомобиля по просьбе Дзагиева, чтобы посмотреть подъездные пути. Неожиданно, Дзагиев напал на него сзади, схватил за шею и повалил на землю. К нему подбежали еще два человека. Его избили, заклеили скотчем рот, на лицо натянули вязаную шапочку и затолкали под панель в кабине автокрана. Он испугался за свою жизнь, поэтому не кричал и не сопротивлялся. Затем его пересадили в легковой автомобиль и вывезли в безлюдное место, где, угрожая, заставили выпить большое количество водки, отчего он потерял сознание и пришел в себя, только утром. При этом обнаружил, что привязан к дереву веревкой. Ему удалось развязаться, и он сообщил о случившемся в милицию.
Из показаний потерпевшего П. следует, что 27 июня 2002 года он на автомобиле ... работал на перевозке щебня ... В 17-ом часу, когда он выполнял очередной рейс, посадил попутчика, попросившего довести его ... Мужчина попросил продать ему щебня и указал дорогу противоположную от города ... Через некоторое время у мужчины зазвонил мобильный телефон и по его просьбе он остановил автомобиль. В зеркало заднего вида он увидел, что сзади остановился автомобиль ... и двое мужчин бегут к его автомобилю. Мужчина, сидевший в кабине, достал пистолет, передернул затвор, направил пистолет на него и заставил лечь. Он испугался и, не оказывая сопротивления, лег. В кабину автомобиля сели двое мужчин, ему натянули на голову шапку и перевезли в безлюдное место, где заставили лечь на землю, чтобы он не видел лиц нападавших. Он слышал, как из автомобиля высыпали щебень, а затем его автомобиль уехал. Его привязали к дереву, и нападавшие уехали. Он освободился и увидел, что недалеко лежит сгруженный щебень и задний борт от его автомобиля. Документы на автомобиль были в машине. Он добрался до города ... и сообщил в милицию о случившемся.
Из показаний потерпевшего П. усматривается, что 17 июля 2002 года к нему на работу приехал В. с ранее незнакомым мужчиной ..., представившимся Т. Он договорился с последним о выполнении работы с использованием автокрана на следующий день, и о месте встречи. 18 июля 2002 года на автокране ... он приехал к месту встречи ... Здесь в автомобиль сел Т. и они поехали ... Т. стал разговаривать с кем-то по сотовому телефону, а затем попросил остановить автомобиль, заявив, что плохо слышно. Он остановил автомобиль. Т. достал пистолет марки "ТТ", передернул затвор, взвел курок, приставил пистолет к его боку и сказал, что если он дернется - убьет. Т. приказал ему ехать влево по проселочной дороге, что он и сделал. В лесополосе он остановился, подбежали еще несколько человек, ему накинули на голову одеяло и потащили в лес, где сбили с ног и связали. Так он пролежал около 40 минут, с автокраном что-то делали, а затем он услышал, как автокран развернулся и уехал. На легковом автомобиле его отвезли в лес, где заставили выпить большое количество спиртных напитков, привязали к дереву и оставили. Нападавшие требовали от него документы на автокран, похитили из его бумажника деньги в сумме ... рублей. Документы на автомобиль находились на передней панели под магнитом, о чем он сказал нападавшим.
Признавая эти показания потерпевших достоверными, суд обоснованно указал, что они согласуются с показаниями свидетелей Ц., К., С., К., П., Ч., В., С. подробно изложенными в приговоре, и соответствуют другим приведенным в приговоре доказательствам, в том числе и протоколам явок с повинной самих осужденных.
Кроме того, вина Дзагиева, Картоева и Товмарзиева подтверждается заключениями экспертиз, протоколами опознания их потерпевшими и другими доказательствами, проверенными в судебном заседании.
Доводы осужденных Дзагиева и Картоева о том, что они не участвовали в преступном сообществе, являются не состоятельными, поскольку, как установил суд:
- Дзагиев, как участник преступного сообщества, подыскивал объекты преступного посягательства, осуществлял наблюдение за распорядком работы автотехники, договаривался с водителями об использовании техники за вознаграждение, сопровождал водителей в заранее обусловленное место, принимал участие в нападениях и сокрытии следов преступления.
- Картоев, как участник преступного сообщества, перегонял похищенную спецтехнику ... сопровождал на легковом автомобиле похищенную технику, поддерживал связь с другими членами сообщества, подыскивал ... мужчин, имеющих навыки вождения большегрузных автомобилей и за денежное вознаграждение склонял к участию в разбоях, приобретал ... государственные номера региона и комплекты подложных регистрационных документов, в момент нападений находился в пределах визуальной видимости с целью предупреждения соучастников о возможной опасности, принимал участие в сбыте похищенного.
Доводы осужденного Товмарзиева о том, что он не давал обещания и не знал, что перегоняет похищенный автомобиль, судом проверялись, и опровергнуты в приговоре, как не состоятельные.
Доводы осужденных Дзагиева и Картоева о применении к ним недозволенных методов расследования, были предметом тщательного исследования в ходе судебного разбирательства, которые обоснованно признаны неубедительными с приведением в приговоре соответствующих мотивов.
Материалы дела исследованы с достаточной полнотой, в том числе дана надлежащая оценка и доказательствам, указанным в жалобе Дзагиева, нарушений норм УПК РФ которые повлияли или могли повлиять на законность приговора, по делу не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и обоснованно пришел к выводу о виновности Дзагиева, Картоева и Товмарзиева в инкриминируемых преступлениях.
Их действиям дана правильная юридическая квалификация.
При назначении наказания Дзагиеву, Картоеву и Товмарзиеву суд учел общественную опасность содеянного, обстоятельства дела, а также, данные характеризующие их личность, в том числе и те на которые указывает в своей жалобе осужденный Картоев.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Белгородского областного суда от 17 декабря 2003 года в отношении Дзагиева Р.С., Картоева А.М. и Товмарзиева А.У. оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий - |
Ермилов В.М. |
Судьи - |
Борисов В.П. |
|
Ламинцева С.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 20 мая 2004 г. N 57-О04-7
Текст определения официально опубликован не был