Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 июля 2004 г. N 58-Г04-31
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Г.В. Манохиной
суде Г.В. Макарова и В.Н. Соловьева
рассмотрела в судебном заседании от 28 июля 2004 г. гражданское дело по заявлению ОАО "Хабаровсккрайгаз" о признании нормативного правового акта недействующим по кассационной жалобе правительства Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 28 апреля 2004 г., которым постановлено: "Признать недействующим с 1 января 1984 г. Решение Исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся N 626 от 11 октября 1973 г. "Об утверждении перечня работников газового хозяйства, имеющих право на служебную жилую площадь". Сообщение о настоящем решении опубликовать в газете "Тихоокеанская звезда".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Макарова Г.В., объяснения представителя заявителя Вершининой И.В., полагавшей в удовлетворении кассационной жалобы отказать, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим отмене. Судебная коллегия установила:
11 октября 1973 г. Исполнительным комитетом Хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся принято Решение N 626 "Об утверждении перечня работников газового хозяйства, имеющих право на служебную жилую площадь" (далее Решение), опубликованное 7 ноября 2003 г. в газете "Тихоокеанская звезда".
ОАО "Хабаровсккрайгаз" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим данного нормативного правового акта, ссылаясь на то, что Решение противоречит ст.ст. 11, 14, 102 ЖК РСФСР, ст. 28 Федерального закона N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", так как, не имея на то юридических оснований, оно сузило круг работников, имеющих право на получение служебной жилой площади, чем нарушены положения ст.ст. 19, 40, 55, 71 Конституции РФ.
Кроме того, данный документ не был представлен для проведения юридической экспертизы в Министерство юстиции РФ по Хабаровскому краю, в соответствии с требованиями, предъявляемыми Постановлением Правительства РФ N 550 от 3.06.1995 г. и Указом Президента РФ N 954 от 2.08.1999 г.
В судебном заседании представитель заявителя, по доверенности Вершинина И.В. поддержала заявленные требования, просила признать решение недействующим со дня принятия Конституции Российской Федерации - с 12.12.1993 г.
По делу постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе указывается о несогласии с решением суда, ставится вопрос о его отмене по мотиву нарушения норм материального права и направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование жалобы, в частности, отмечено, что в целях обеспечения безопасности газоснабжения населенных пунктов Совмин РСФСР постановлением N 15 от 12 января 1970 г. "О мерах по повышению безопасности газоснабжения городов, поселков и других населенных пунктов" обязал органы исполнительной власти и Министерство коммунального хозяйства РСФСР обеспечить разработку и осуществление мероприятий по повышению безопасности и улучшению газоснабжения в населенных пунктах, в том числе и предоставление служебной жилой площади рабочим и служащим, занятым на работе по эксплуатации газовых систем. Во исполнение данного постановления Хабаровский крайисполком принял вышеуказанное и оспариваемой решение, поскольку вышеназванное постановление Совмина РССР предоставляло право на получение служебной жилой площади не всем работникам газового хозяйства, а только занятым на работе по эксплуатации газовых систем. Каким-либо другим нормативным правовым актом на момент принятия решения крайисполкомом данный вопрос не регулировался. Решение N 626 крайисполкомом принималось до принятия в 1983 г. Жилищного кодекса РСФСР, но по истечении более 20 лет, во исполнение постановления Совета Министров РСФСР N 15 и статьи 102 Жилищного кодекса РСФСР Правительством Российской Федерации так и не утвержден перечень работников газового хозяйства, имеющих право на предоставление служебной жилой площади.
В жалобе отмечается также, что поскольку постановление Совмина РСФСР N 15 никто не отменял, оно продолжает действовать до настоящего времени, новых нормативных актов по данному вопросу не принято, то продолжают действовать ранее принятые нормативные правовые каты, а следовательно, решение хабаровского крайисполкома N 626 не противоречит Жилищному кодексу РСФСР. В решении суда необоснованно указано, что вышеуказанным постановлением N 15 на органы исполнительной власти возлагалась обязанность по предоставлению служебной жилой площади рабочим и служащим, занятым на работе по эксплуатации газовых систем, поскольку предоставление жилой площади никогда не являлось функцией органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Фактически пунктом 1 данного постановления органы исполнительной власти субъектов и Министерство коммунального хозяйства РСФСР обязывались обеспечить разработку и осуществление мероприятий по предоставлению служебной жилой площади рабочим и служащим, занятым на работе по эксплуатации газовых систем, то есть суд неверно истолковал нормы материального права. Необоснованны ссылки суда и на Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", так как данный Закон не регулирует жилищные правоотношения, не определяет категории работников в области газоснабжения, имеющих право на служебную жилую площадь.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
При вынесении решения суд, сославшись на положения ст.ст. 72, 76 Конституции РФ, исходил из того, что статьей 14 Жилищного кодекса РСФСР определен круг полномочий краевых, областных Советов народных депутатов в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда и согласно этой норме вопросы определения и утверждения перечня профессий и должностей рабочих и служащих, имеющих право на служебную жилую площадь не отнесены к компетенции краевых, областных Советов депутатов. В силу ст. 102 ЖК РСФСР такой перечень устанавливается законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР, а следовательно, оспариваемое решение Исполнительного комитета хабаровского краевого Совета депутатов трудящихся от 11.10.1973 г. N 626 принято последним с превышением полномочий предоставленных федеральным законодательством и противоречит ст.ст. 14, 102 Жилищного кодекса РСФСР, в связи, с чем подлежит признанию недействующим с 1.01.1984 г. - со дня вступления в действие Жилищного кодекса РСФСР.
В решении указывается также, что ссылки представителя Губернатора и Правительства хабаровского края на постановление Совета Министров РСФСР от 12.01.1970 г. N 15 являются несостоятельными, поскольку указанным постановлением крайисполкомам не были предоставлены полномочия по определению перечня работников газового хозяйства, имеющих право на служебную жилую площадь. Этим постановлением на органы исполнительной власти возлагалась обязанность по предоставлению служебной жилой площади рабочим и служащим, занятым на работе по эксплуатации газовых систем. Кроме того, правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения согласно ст. 1 Федерального закона N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" определяет названный Федеральный закон, при этом, его положения основываются на положениях Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым вопросы, касающиеся федеральных энергетических систем относятся к предметам ведения Российской Федерации.
Факт непредставления Решения в Главное управление Министерства юстиции РФ по Хабаровскому краю для проведения юридической экспертизы не является основанием для удовлетворения требований, заявленных ОАО "Хабаровсккрайгаз".
Судебная коллегия находит, что при правильной позиции суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя по мотиву процедуры проведения экспертизы оспариваемого документа суждение суда по существу требований не может быть признан правильным, так как не имеется оснований считать, что оспариваемый правовой акт противоречит федеральному законодательству.
Согласно статьи 102 Жилищного кодекса РСФСР перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения, устанавливается законодательством Союза ССР и Совмином РСФСР, однако, соответствующего акта принято не было. В соответствии со ст. 101 этого же Кодекса служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
Постановлением Совмина РСФСР от 12.01.1970 г. за N 15 органам исполнительной власти на местах, в частности, крайисполкомам вменялась обязанность разработки и осуществления ряда мероприятий по повышению безопасности и улучшению эксплуатации систем газоснабжения, в том числе, и в виде предоставления служебной жилой площади рабочим и служащим, занятым на работе по эксплуатации газовых систем. Именно, во исполнение вышеуказанного постановления Исполкомом Хабаровского Крайисполкома и было принято решение, являющееся предметом оспаривания, которым утвержден перечень работников газового хозяйства, имеющих право на служебную жилую площадь. Данное постановление Совмина РСФСР соответствовало ст. 297 действовавшего тогда ГК РСФСР (1964 г.) и Крайисполкомом решение было принято на основании делегированных ему полномочий.
Именно с конкретными трудовыми отношениями, а не отношением к определенной отрасли промышленности действующее законодательство регулирует порядок предоставления служебных жилых помещений, что помимо указанных выше норм нашло отражение в Постановлении Совмина РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений" (пункт 53 Примерных правил...).
В соответствии с пунктом "к" части 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные правовые акты субъектов РФ могут регулировать правовые отношения, неурегулированные федеральным законом, но не должны ему противоречить.
В силу указанных выше обстоятельств и положений законодательства и с учетом отмеченного выше о том, что соответствующего, применительно к обстоятельствам данного дела, нормативного акта на федеральном уровне принято не было, вывод суда и толкование им ст.ст. 14, 101 и 102 Жилищного кодекса РСФСР нельзя признать правильными. Из дела не усматривается, что оспариваемое Решение Крайисполкома превышает предоставленные субъекту РФ полномочия, в том числе, предусмотренных ст. 76 Конституции РФ, Законом РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" от 6 октября 1999 г. (ст. 26.1).
С доводом решения о том, что Постановлением Совмина РСФСР N 15 от 1970 г. на органы исполнительной власти возлагалась обязанность по предоставлению служебной площади рабочим и служащим, занятым на работе по эксплуатации газовых систем, а не определение перечня работников газового хозяйства, имеющих право на служебную жилую площадь, нельзя согласиться, так как само занятие работой по эксплуатации газовых систем не указывает на безусловное предоставление служебной площади всем работникам данной сферы и при этом в Постановлении не отражено вопроса о характере трудовых отношений, что, как отмечено выше, согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР является определяющим моментом в предназначении служебных жилых помещений.
В силу указанного, решение суда не может быть признано правильным и подлежит отмене.
Как следует из дополнительных требований заявителя, основанием для обращения в суд указывалось и на то, что Решением Крайисполкома N 626 от 1973 г., в нарушение федерального законодательства, сузило круг работников, имеющих право на получение служебной жилой площади применительно к Постановлению Совмина РСФСР N 15. В связи с принятием приведенного выше решения данный вопрос не являлся предметом обсуждения и вывода суда, в силу чего дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:
решение Хабаровского краевого суда от 28 апреля 2004 г. отменить и дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Судьи |
Г.В. Макаров |
|
В.Н. Соловьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 июля 2004 г. N 58-Г04-31
Текст определения официально опубликован не был