Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2006 г. N 58-Г06-35
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Г.В. Манохиной,
судей Л.А. Калининой, А.М. Маслова
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу на решение Хабаровского краевого суда от 31 мая 2006 года, которым удовлетворено заявление прокурора Хабаровского края, признаны недействующими со дня вступления в законную силу решения суда пункты 4, 5 постановления Губернатора Хабаровского края от 30 марта 2006 года N 73 "О поставках продукции в северные районы Хабаровского края с ограниченными сроками завоза грузов в навигацию 2006 года".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего оставить решение без изменения, Судебная коллегия установила:
Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с заявлением о признании недействующими названных выше пунктов, сославшись на их противоречие Федеральным законам "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года, "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ, Бюджетному кодексу Российской Федерации.
В обоснование заявления прокурор указал на то, что решение вопросов по формированию, обеспечению размещения заказов и поставки товаров для муниципальных нужд и исполнения местных бюджетов не относится к ведению субъектов Российской Федерации, а указание в постановлении источников финансирования расходов бюджетов муниципальных образований городов и районов края, относящихся к средствам местных бюджетов, предназначенных для покрытия расходов на поставку топлива для муниципальных нужд является нарушением принципа самостоятельности бюджетов.
Хабаровским краевым судом вынесено вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе губернатор Хабаровского края просит решение отменить как постановленное с нарушением материального и процессуального права, вынести новое решение, удовлетворяющее кассационную жалобу.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия приходит к следующему.
Под муниципальными нуждами понимаются, обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В силу Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, на который ссылается в своем решении суд, организация снабжения населения топливом в границах местного самоуправления относится к вопросам местного значения (пункт 4 части 1 статьи 14, пункт 4 части 1 статьи 15, пункт 4 части 1 статьи 16). Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки топлива, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. При этом муниципальный заказ оплачивается за счет средств местного бюджета, размещение указанного муниципального заказа осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги, или случаев закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя. Порядок формирования размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 54).
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета; эффективности и экономности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласности; достоверности; адресности и целевого характера бюджетных средств. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. Предоставление субвенций допускается из бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации; из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления (статьи 28, 35, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из анализа оспариваемых прокурором пунктов 4, 5 в их системной взаимосвязи с преамбулой, другими нормами постановления губернатора Хабаровской области следует, что оспариваемые положения представляют собой индивидуально-управленческое решение по взаимодействию в навигационный период 2006 года всех заинтересованных субъектов, в том числе и межмуниципального (межрайонного) общества с ограниченной ответственностью по централизованной поставке топлива "Межрайтопливо", министерства жилищно-коммунального хозяйства края, непосредственно участвующих в обеспечении потребностей населения, предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы в топливно-энергетических ресурсах, продукции производственно-технического назначения для бесперебойного производства тепловой и электрической энергии и предоставления жизненно необходимых услуг населению, проживающему в северных районах Хабаровского края с ограниченными сроками завоза грузов. При этом на использование указанной схемы поставок топлива, предусматривающей организацию поставок через муниципальное хозяйственное общество ООО "Межрайтопливо" получены согласия администраций муниципальных районов Хабаровского края, что подтверждается имеющимися в деле письменными доказательствами.
Кроме того, в пункте 5 норм, устанавливающих порядок формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований городов и районов Хабаровского края, не усматривается. По смыслу этого пункта губернатором по сути описана упорядоченная схема перечисления денежных средств, направляемых на оплату топливно-энергетических ресурсов для предприятий жилищно-коммунального хозяйства на выработку тепловой и электрической энергии, работы автотранспорта и механизмов по оказанию услуг населению, бюджетным организациям и учреждениям социальной сферы, согласно утвержденным лимитам потребления топлива.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия находит выводы суда о противоречии федеральному законодательству пунктов 4, 5 постановления губернатора Хабаровского края от 30 марта 2006 года N 73 "О поставках продукции в северные районы Хабаровского края с ограниченными сроками завоза грузов в навигацию 2006 года" незаконными и необоснованными, а решение подлежащим отмене с вынесением нового решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 31 мая 2006 года отменить, вынести новое решение.
Отказать в удовлетворении заявления прокурора Хабаровского края.
Признать не противоречащими федеральному законодательству пункты 4, 5 постановления губернатора Хабаровского края от 30 марта 2006 года N 73 "О поставках продукции в северные районы Хабаровского края с ограниченными сроками завоза грузов в навигацию 2006 года".
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Судьи |
Л.А. Калинина |
|
А.М. Маслов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 августа 2006 г. N 58-Г06-35
Текст определения официально опубликован не был