Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. N 58-О04-48
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Коннова B.C.,
судей Фроловой Л.Г. и Саввича Ю.В.
рассмотрела в судебном заседании от 18 ноября 2004 года дело по кассационным жалобам осужденных Гаврилюка А.В., Кушнарева А.В., потерпевшего Л., на приговор Хабаровского краевого суда от 16 января 2004 года, которым
Кушнарев А.В., ..., судимый:
- 20 марта 1995 года по ст. 103 УК РСФСР к 8 годам лишения свободы, освобожден 31 декабря 2001 года по отбытии наказания;
осужден к лишению свободы: по ст. 105 ч. 2 п.п. "в, з" УК РФ - на 20 лет, по ст.ст. 30 ч. 3, 105 ч. 2 п.п. "а, з" УК РФ - на 15 лет, по ст. 162 ч. 4 п. "в" УК РФ - на 10 лет лишения свободы без штрафа.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено Кушнареву А.В. наказание в виде лишения свободы сроком на 25 лет без штрафа с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Гаврилюк А.В., ...,
осужден по ст. 162 ч. 4 п. "в" УК РФ к 7 годам 6 месяцам лишения свободы без штрафа с отбыванием наказания в воспитательной колонии.
Заслушав доклад судьи Фроловой Л.Г., объяснения осужденного Кушнарева А.В., в поддержание доводов кассационных жалоб, мнение прокурора Козусевой Н.А., полагавшей приговор изменить. Переквалифицировать действия Кушнарева А.В. и Гаврилюка А.В. со ст. 162 ч. 4 п. "в" УК РФ (в редакции Федерального закона РФ от 8 декабря 2003 года) на ст. 162 ч. 3 п. "в" УК РФ (в редакции Федерального закона РФ от 13 июня 1996 года), по которой назначить наказание: Кушнареву А.В. - 10 лет лишения свободы, Гаврилюку А.В. - 7 лет 6 месяцев лишения свободы. На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 105 ч. 2 п.п. "в, з", 30 ч. 3, 105 ч. 2 п.п. "а, з", 162 ч. 3 п. "в" УК РФ (в редакции Федерального закона РФ от 13 июня 1996 года), путем частичного сложения наказаний окончательно назначить Кушнареву А.В. наказание в виде лишения свободы сроком на 25 лет. Вместо особо опасного рецидива, считать Кушнарева совершившим преступления при опасном рецидиве. Вместо особо опасного рецидива, как обстоятельства, отягчающего наказание Кушнарева считать рецидив преступлений. Изменить вид режима отбывания назначенного Кушнареву наказания с особого на строгий. В остальном приговор оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения, судебная коллегия установила:
согласно приговору Кушнарев и Гаврилюк признаны виновными в нападении на К. и Т. в целях хищения чужого имущества, с применением насилия опасного для жизни и здоровья потерпевших, группой лиц по предварительному сговору, с применением предметов, используемых в качестве оружия, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевших, а Кушнарев в умышленном причинении смерти Т., заведомо для него находящемуся в беспомощном состоянии в силу малолетнего возраста, сопряженном с разбоем и в покушении на жизнь второго человека - К., сопряженном с разбоем.
Преступления совершены 28 мая 2003 года ..., при обстоятельствах, установленных судом и приведенных в приговоре.
В судебном заседании Гаврилюк и Кушнарев признали свою вину в совершении указанных преступлений полностью.
В кассационных жалобах:
потерпевший Л., не оспаривая выводов суда о виновности осужденных в совершенных ими преступлениях и квалификации их действий, считает, что наказание им назначено чрезмерно мягкое. Полагает, что Кушнарев заслуживает наказания в виде пожизненного лишения свободы, а Гаврилюк 10 лет лишения свободы;
осужденный Гаврилюк А.В., не отрицая корыстной направленности своих действий, нанесения ударов ножом К., в то же время ссылается на менее активную роль в преступлениях, совершение преступлений под воздействием Кушнарева и под его руководством, оговор его Кушнаревым относительно роли в содеянном. Находя назначенное ему наказание чрезмерно суровым, просит о его смягчении до не связанного с лишением свободы, с применением правил ст. 73 УК РФ;
осужденный Кушнарев А.В., не отрицая своего участия в совершении преступлений, утверждает, что преступления совершены по инициативе Гаврилюка, который был знаком с потерпевшими, вхож в их квартиру, знал место нахождения сейфа и о наличии в нем денег. Ссылается на то, что нож Гаврилюк ему передал перед дверью квартиры потерпевших. Считает, что это обстоятельство подтверждает его доводы об отсутствии предварительной договоренности на убийство потерпевших. Ссылается на то, что инициатором убийства потерпевших был Гаврилюк, который на этом настаивал во время совершения преступлений. В дополнении к кассационной жалобе Кушнарев утверждает, что последние удары ножом нанес потерпевшим не он, а Гаврилюк. Ссылается на самооговор на предварительном следствии под принуждением со стороны лиц, производивших допросы. В кассационной жалобе Кушнарев просит о смягчении назначенного ему наказания "до разумных пределов", в дополнениях к кассационной жалобе просит приговор отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение.
В возражениях на кассационные жалобы, государственный обвинитель Рудь В. А. просит приговор, как законный и обоснованный оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
В возражениях на кассационные жалобы осужденных, потерпевший Л., просит оставить их без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит выводы суда о виновности осужденных Гаврилюка и Кушнарева в совершенных ими преступлениях основанными на доказательствах, полученных в установленном законом порядке, всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании и получивших оценку суда в соответствии с требованиями ст. 88 УПК РФ.
Так вина осужденных в ими содеянном, подтверждается их собственными показаниями, обоснованно признанными судом правдивыми в той их части, в которой они соответствуют фактическим обстоятельствам преступлений, подтверждаются другими доказательствами.
Судом, в соответствии с требованиями закона в приговоре даны подробный анализ и оценка показаниям Гаврилюка и Кушнарева, приведены мотивы признания одних их показаний правдивыми, других не правдивыми.
Основаны на материалах дела, мотивированы в приговоре и поэтому признаются судебной коллегией правильными выводы суда о допросе указанных лиц на предварительном следствии в установленном законом порядке, отсутствии у Гаврилюка и Кушнарева оснований к самооговору и оговору друг друга, в показаниях, признанных судом правдивыми.
В том числе, давая оценку показаниям Гаврилюка и Кушнарева, суд обоснованно указал в приговоре, что каждый из них стремится приуменьшить свою роль в содеянном, согласно избранной позиции защиты.
В подтверждение вины осужденных суд также правильно сослался в приговоре на показания потерпевшей К. об обстоятельствах совершения Гаврилюком и Кушнаревым преступлений, роли каждого из них в содеянном, показания свидетелей Ш., Б., данные, зафиксированные в протоколе осмотра места происшествия, содержащиеся в заключениях проведенных по делу судебных экспертиз, другие доказательства.
Роль каждого из осужденных в совершенных преступлениях установлена судом из показаний их самих, а также показаний потерпевшей К.
Оснований не доверять показаниям потерпевшей К., судом не установлено, не усматривается таковых и судебной коллегией.
Судом тщательно проверялись приводимые осужденными доводы об отсутствии предварительной договоренности на разбой и обоснованно признаны не нашедшими подтверждения, как опровергающиеся совокупностью доказательств по делу.
Судом приведено в приговоре убедительное обоснование принятого решения.
Доводы кассационных жалоб осужденных о менее активной роли каждого из них, совершении преступлений под давлением со стороны друг друга, опровергаются последовательными показаниями потерпевшей, полно и правильно приведенными в приговоре, в том числе о согласованности действий Гаврилюка и Кушнарева в ходе совершения преступлений, о том, что смерть ей пытался причинить именно Кушнарев, он же причинил смерть Т.
По изложенным основаниям судебной коллегией признаются несостоятельными доводы Кушнарева о том, что посягательство на жизнь потерпевших было совершено не им, а Гаврилюком.
Доводы потерпевшего Л. о том, что умыслом Гаврилюка, нанесшего удары ножом потерпевшей К., охватывалось причинение ей смерти, и он должен понести за это наказание, являются необоснованными.
Согласно закону действия виновного, причинившего тяжкий вред здоровью потерпевшего в ходе разбойного нападения,- подлежат квалификации только по ст. 162 УК РФ и дополнительной квалификации по норме закона, предусматривающей ответственность за преступления против жизни и здоровья, не требуют.
Помимо этого, в силу ст. 252 УК РФ судебное разбирательство проводится только в отношении обвиняемого и лишь по предъявленному ему обвинению.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "ст. 252 УПК РФ"
Как видно из материалов дела, Гаврилюку не предъявлялось обвинение в посягательстве на жизнь потерпевших.
С учетом изложенного следует признать, что тщательный анализ и основанная на законе оценка исследованных в судебном заседании доказательств, в их совокупности, позволили суду правильно установить фактические обстоятельства совершенных Кушнаревым и Гаврилюком преступлений, в том числе роль каждого из них в содеянном, обстоятельства по которым посягательство на жизнь К. не было доведено до конца, прийти к правильному выводу о их виновности в совершении этих преступлений, а также о квалификации действий Кушнарева по ст.ст. 105 ч. 2 п.п. "в, з", 30 ч. 3, 105 ч. 2 п.п. "а, з" УК РФ.
Правильно установив фактические обстоятельства совершенного осужденными разбойного нападения, суд, в нарушение требований ст.ст. 9 и 10 УК РФ квалифицировал ими содеянное по закону, который не действовал на момент совершения преступления и который не улучшает их положение.
При таких обстоятельствах подлежат переквалификации действия осужденных Кушнарева и Гаврилюка со ст. 162 ч. 4 п. "в" УК РФ (в редакции Федерального закона РФ от 8 декабря 2003 года) на ст. 162 ч. 3 п. "в" УК РФ (в редакции Федерального закона РФ от 13 июня 1996 года), предусматривающую ответственность за разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, с применением насилия, опасного для жизни и здоровья потерпевших, группой лиц по предварительному сговору, с применением предметов, используемых в качестве оружия, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевших.
Помимо этого, в связи с изменениями, внесенными в УК РФ Федеральным законом РФ от 8 декабря 2003 года, на основании п. "б" ч. 2 ст. 18 УК РФ в редакции указанного Закона, вместо особо опасного рецидива, следует считать Кушнарева совершившим преступления при опасном рецидиве.
Кроме того, вместо особо опасного рецидива, как обстоятельства, отягчающего наказание Кушнарева, следует считать рецидив преступлений.
На основании п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ (в редакции Федерального закона РФ от 8 декабря 2003 года) подлежит изменению вид режима отбывания назначенного Кушнареву наказания с особого на строгий.
Помимо приведенных в настоящем определении, иных нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену либо изменение приговора, судебной коллегией по настоящему делу не усматривается.
При назначении Кушнареву и Гаврилюку наказания, судом, в соответствии с требованиями закона учтены характер и степень общественной опасности совершенных ими преступлений, конкретные обстоятельства дела, данные о личности каждого из них, смягчающие обстоятельства, обстоятельство, отягчающее наказание Кушнарева.
Оснований к смягчению наказания, назначенного Кушнареву по ст.ст. 105 ч. 2 п.п. "в, з", 30 ч. 3, 105 ч. 2 п.п. "а, з" УК РФ судебной коллегией не усматривается.
Не может судебная коллегия согласиться также с доводами кассационной жалобы потерпевшего о чрезмерной мягкости назначенного Кушнареву наказания, которое составляет длительный срок лишения свободы.
Наказание Кушнареву и Гаврилюку за совершенный ими разбой, а Кушнареву и по совокупности совершенных им преступлений назначается судебной коллегией соответственно на основании ст.ст. 60, 69 УК РФ, с учетом приведенных в приговоре обстоятельств.
При этом Гаврилюку, совершившему преступление в несовершеннолетнем возрасте, с учетом установленных судом смягчающих обстоятельств, отсутствия обстоятельств, отягчающих наказание, не может быть назначено максимальное наказание в виде лишения свободы, предусмотренное законом для несовершеннолетних осужденных, на чем настаивает потерпевший в жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Хабаровского краевого суда от 16 января 2004 года в отношении Кушнарева А.В. и Гаврилюка А.В. изменить.
Переквалифицировать действия Кушнарева А.В. и Гаврилюка А.В. со ст. 162 ч. 4 п. "в" УК РФ (в редакции Федерального закона РФ от 8 декабря 2003 года) на ст. 162 ч. 3 п. "в" УК РФ (в редакции Федерального закона РФ от 13 июня 1996 года), по которой назначить наказание: Кушнареву А.В. - 10 лет лишения свободы, Гаврилюку А.В. - 7 лет 6 месяцев лишения свободы.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 105 ч. 2 п.п. "в, з", 30 ч. 3, 105 ч. 2 п.п. "а, з", 162 ч. 3 п. "в" УК РФ (в редакции Федерального закона РФ от 13 июня 1996 года), путем частичного сложения наказаний окончательно назначить Кушнареву А.В. наказание в виде лишения свободы сроком на 25 лет.
Вместо особо опасного рецидива, считать Кушнарева А.В. совершившим преступления при опасном рецидиве.
Вместо особо опасного рецидива, как обстоятельства, отягчающего наказание Кушнарева А.В. считать рецидив преступлений.
Изменить вид режима отбывания назначенного Кушнареву А.В. наказания с особого на строгий.
В остальном этот же приговор в отношении Кушнарева А.В. и Гаврилюка А.В. оставить без изменения, кассационные жалобы осужденных Гаврилюка А.В., Кушнарева А.В., потерпевшего Л. - без удовлетворения.
Председательствующий |