Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2007 г. N 58-О07-44
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.П.,
судей: Зыкина В.Я. и Линской Т.Г.
рассмотрела в судебном заседании кассационные жалобы осужденного Савицкого А.Р. адвоката Матвеева Л.Н. на приговор Хабаровского краевого суда от 20 декабря 2006 года, которым
Савицкий А.Р., ...,
осужден: ст. 105 ч. 2 п. "д" УК РФ к 12 (двенадцати) годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения подписка о невыезде и надлежащем поведении Савицкому А.Р. была изменена на заключение под стражу, он был взят под стражу в зале суда.
Срок наказания Савицкому А.Р. постановлено исчислять с 20 декабря 2006 года, с зачетом в срок отбытия наказания время содержания его под стражей с 6 по 8 сентября 2006 года.
Савицкий осужден за умышленное убийство с особой жестокостью В.
Преступление им совершено 26 марта 2006 года около 00 часов 30 минут ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Линской Т.Г., объяснения осужденного Савицкого А.Р. по доводам своей кассационной жалобы, объяснения адвоката Арутюновой И.В., поддержавшей доводы жалоб в защиту интересов осужденного, возражения на кассационные жалобы прокурора Кривоноговой Е.А., просившей об оставлении приговора без изменения, а кассационных жалоб - без удовлетворения, судебная коллегия установила:
В кассационных жалобах.
осужденный Савицкий А.Р. просит об отмене приговора, который считает чрезмерно суровым. По его мнению, исследование собранных по делу доказательств в судебном заседании было проведено не полно и не объективно. Он считает, что судом оставлены без внимания данные, положительно характеризующие его и обстоятельства, смягчающие наказание. Савицкий утверждает, что смерть потерпевшей явилась результатом неосторожных действий. По его мнению, в деле не содержится доказательств его вины, так как очевидцев происшедшего не было.
Адвокат Матвеев Л.Н. в защиту интересов Савицкого просит об изменении приговора, с переквалификацией действий осужденного на ст. 109 ч. 1 УК РФ. По мнению адвоката, собранными по делу доказательствами не опровергнуты показания осужденного о том, что возгорание произошло в результате его неосторожных действий. В жалобе указывается, что, что у Савицкого не было оснований к совершению убийства своей сожительницы с особой жестокостью, поскольку между ним и В были нормальные отношения. Показания потерпевшей, находившейся в сильной степени алкогольного опьянения в момент происшедшего, по мнению адвоката, не могут быть признаны достаточным доказательством вины Савицкого.
В возражениях на кассационные жалобы государственный обвинитель Терещенко Н.В. просит об оставлении приговора без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы. Судебная коллегия не усматривает оснований к их удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании Савицкий виновным себя признал частично. Он утверждал, что В. облил спиртом случайно, загорелась она от неосторожно прикуренной им сигареты.
В период предварительного следствия Савицкий показывал, что в квартире пожар возник пожар, во время сна от непотушенной сигареты.
Все показания осужденного были тщательно проверены в стадии судебного разбирательства и получили правильную оценку в приговоре.
За основу обвинительного приговора судом признаны доказательства, нашедшие свое подтверждение в материалах судебного следствия.
Из показаний потерпевшей В. - матери погибшей, усматривается, что ее дочь с ожогами была доставлена в больницу. Когда, на следующий день она навестила дочь в больнице, та ей сообщила, что Анатолий плеснул на нее спирт и поджег ее.
Свидетель К., которая вместе с В. находилась в больнице около потерпевшей, подтвердила вышеуказанные показания свидетеля В.
Аналогичного содержания дал показания свидетель В.
Показаниями свидетеля Б. - медсестры приемного отделения больницы видно, что в марте 2006 года к ним в отделение бригадой скорой помощи была доставлена женщина с ожогами. Женщина ей сказала, что её поджег сожитель. Также в отделение поступил с ожогом кисти мужчина, как установлено по делу Савицкий. Мужчина сказал, что он обжегся, когда поджигал.
Свидетель С. - врач скорой помощи, показал, что в ночь на 26 марта он прибыл по вызову к дому потерпевшей, где произошел пожар. Из дома вывели женщину с ожогами груди, рук спины и лица. Во время разговора с потерпевшей, она сказала ему, что её поджег сожитель. Позже вывели её сожителя, у которого была обожжена рука.
После исследования всех собранных по делу доказательств у суда не имелось оснований подвергать сомнению достоверность показаний вышеназванных свидетелей и потерпевшей.
Помимо показаний самого осужденного, показаний потерпевшей и свидетелей, вина Савицкого подтверждена: протоколом осмотра места происшествия - квартиры, в которой были зафиксированы следы копоти от пожара; выводами, проведенных по делу судебно-медицинских экспертиз о характере и локализации телесных повреждений у потерпевшей и о причине ее смерти; заключением пожарно-технической экспертизы, согласно выводам которой, наиболее вероятной причиной пожара является внесение источника зажигания в виде открытого пламени, возможно с применением легковоспламеняющейся жидкости, при обстоятельствах, изложенных в период расследования дела Савицким Р.А., якобы, от непотушенной сигареты, пожар не мог произойти.
Обоснованно суд сослался в приговоре на показания, допрошенной в качестве специалиста начальника пожарно-технической лаборатории Ж., которая показала, что для воспламенения спирта необходим непосредственный контакт смоченной спиртом поверхности, в том числе кожи и ткани, с источником огня. Воспламенение спирта на расстоянии, как это происходит, например, с ацетоном, исключается, так как спирт паров не выделяет.
Допрошенная в судебном заседании по ходатайству стороны защиты свидетель Б. - подруга погибшей В. суду пояснила, что О. ей на Савицкого А.Р. жаловалась только по мелочам. О том, что Савицкий её избивает, не говорила. Как-то увидела у В. синяк на лице, по поводу которого та сказала, что ударилась на балконе.
Обоснованно придя к выводу о доказанности вины Савицкого, суд дал правильную юридическую оценку его преступным действиям, квалифицировав их по ст. 105 ч. 2 п. "д" УК РФ, предусматривающей ответственность за умышленное причинение смерти другому человеку, совершенное с особой жестокостью. О проявлении Савицким особой жестокости при совершении преступления, свидетельствует сам характер его действий - избранный им способ лишения жизни потерпевшей - поджог, совершенный с применением легковоспламеняющейся жидкости от огня, а также характер и локализация телесных повреждений, повлекших смерть потерпевшей.
При решении вопроса о назначении наказания Савицкому суд учел характер и степень общественной опасности преступления, данные, характеризующие осужденного. А так же то, что он частично признал свою вину.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что приведенные в кассационных жалобах доводы противоречат фактическим обстоятельствам дела и опровергаются, приведенными в приговоре доказательствами.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Хабаровского краевого суда от 20 декабря 2006 года в отношении Савицкого А.Р. оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Кудрявцева Е.П. |
Судьи |
Зыкин В.Я. |
|
Линская Т.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2007 г. N 58-О07-44
Текст определения официально опубликован не был