В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается дополнить статью 25.11 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статью 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" положениями, устанавливающими право иностранных граждан находиться в течение 72 часов без виз на территории Российской Федерации в случае их прибытия в Российскую Федерацию в туристических целях на борту пассажирских паромов.
Международная практика и российское законодательство по вопросу о безвизовом пребывании пассажиров круизных судов в случаях, когда стоянка такого судна не превышает 72 часов, основана на Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года (далее - Конвенция).
В разделе 1 (а) Приложения к Конвенции указано, что суда, предназначенные для круизов, - это суда для международных путешествий при перевозках пассажиров, участников групповой программы и размещенных на борту с целью запланированных туристических посещений одного или более различных портов, и в которых при плаваниях обычно не происходит посадки или высадки каких-либо других пассажиров, а также выгрузки или погрузки грузов.
Согласно рекомендуемой практике, то есть тем мерам, применение которых является желательным в целях облегчения международного морского судоходства, в случаях, когда стоянка судна, предназначенного для круизов, не превышает 72 часов, пассажирам не требуются визы, исключая особые случаи, определяемые заинтересованными местными властями (пункт 3.16.5 Приложения к Конвенции). В примечании к указанному пункту определено, что смысл этой рекомендуемой практики заключается в том, что государством, являющимся участником Конвенции, может быть издан для таких пассажиров при прибытии опросный лист или принят их опросный лист, указывающий на разрешение сойти на территорию данной страны.
Таким образом, существенными условиями безвизового пребывания пассажиров круизного судна на территории иностранного государства являются их участие в групповой программе, размещение их на судне, а также стабильность состава туристической группы, обеспечиваемая тем, что круизное судно, как правило, не осуществляет посадку или высадку каких-либо иных пассажиров.
Законодательство Российской Федерации в части предоставления права пребывания в безвизовом порядке на территории Российской Федерации иностранных граждан, являющихся пассажирами круизного судна, соответствует указанным положениям Конвенции.
В Положении о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан - пассажиров круизных судов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. N 532, указано, что пассажирские суда или грузопассажирские паромы, работающие на официально закрепленной линии, не являются круизными судами. Кроме того, нормами указанного Положения определено, что за 72 часа до прихода судна в первый российский порт капитан круизного судна через судового агента представляет властям порта списки прибывающих пассажиров. Пассажиры круизных судов, стоянка которых в российском порту не превышает 72 часов, могут пребывать на территории Российской Федерации без виз в случае проживания на борту круизного судна. Участник круиза, не имеющий визы, может находится только в пределах территории, определенной для посещения групповой туристической программой.
Принимая во внимание, что пассажирские суда и грузопассажирские паромы не имеют возможности обеспечить аналогичный режим пребывания на территории Российской Федерации своих пассажиров, представляется, что предлагаемые законопроектом изменения могут способствовать созданию условий для нелегальной миграции на территорию Российской Федерации.
Автором законопроекта необходимость внесения рассматриваемых изменений обосновывается возможностью дальнейшего развития паромного сообщения г. Санкт-Петербурга, что должно способствовать росту туристического пассажиропотока и развитию туристической индустрии г. Санкт-Петербурга.
В то же время, изменения, предлагаемые законопроектом, в случае их принятия, будут действовать на всей территории Российской Федерации, и касаться всех портов Российской Федерации. Необходимость внесения данных изменений на общероссийском уровне прилагаемыми к законопроекту материалами не обоснована.
С учетом изложенного Правительством Российской Федерации представленный законопроект не поддерживается.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 5638п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 448270-4 "О внесении изменений в статью 25.11 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и в статью 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Г. Лазаревым"
Текст письма официально опубликован не был