Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2004 г. N 583-П04ПР
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Радченко В.И.,
членов Президиума - Верина В.П., Жуйкова В.М., Каримова М.А., Кузнецова В.В., Попова Г.Н., Свиридова Ю.А., -
рассмотрел уголовное дело по надзорному представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Звягинцева А.Г. на приговор Красноярского краевого суда от 8 июля 1955 года, по которому
Аксенов Г.М., ..., ранее судимый 25 ноября 1954 года по ч. 2 ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 года "Об усилении охраны личной собственности граждан" на 10 лет лишения свободы, срок исчислен с 16 октября 1954 года;
Пуйесте К.К., ..., судимый 25 ноября 1954 года по ч. 2 ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 года "Об усилении охраны личной собственности граждан" на 10 лет лишения свободы, срок исчислен с 16 октября 1954 года, -
осуждены к лишению свободы:
по ст. 82 ч. 1 УК РСФСР на 2 года каждый,
по ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР на 10 лет каждый.
На основании ст. 49 УК РСФСР по совокупности совершенных преступлений окончательно к отбыванию назначено 10 лет лишения свободы каждому, с поглощением неотбытого наказания по предыдущим приговорам. Срок исчислен с 8 июля 1955 года.
Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 8 мая 1956 года приговор изменен, осужденным снижено наказание по ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР до 3 лет лишения свободы каждому. По совокупности преступлений на основании ст. 49 УК РСФСР наказание определено в виде 3 лет лишения свободы каждому, с поглощением этого срока наказанием по предыдущим приговорам.
В надзорном представлении ставится вопрос о пересмотре состоявшихся в отношении Аксенова и Пуйесте судебных решений, в частности, об отмене этих решений в части осуждения Аксенова и Пуйесте по ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР, поскольку в соответствии с п. "а" ст. 5 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" признаются не содержащими общественной опасности и реабилитируются независимо от фактической обоснованности обвинения лица, осужденные за антисоветскую агитацию и пропаганду.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Дорошкова В.В., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание приговора и кассационного определения, мотивы надзорного представления и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства, выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., поддержавшего надзорное представление, Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
Аксенов и Пуйесте признаны виновными в том, что, отбывая наказание в ... отделении ... ИТЛ, по договоренности между собой в январе 1955 года рукописным способом изготавливали листовки с призывами к совершению контрреволюционных преступлений. Указанные листовки они расклеивали в зоне и опускали в почтовый ящик.
Кроме того, они же 2 февраля 1955 года по договоренности между собой совершили из лагеря побег, однако принятыми мерами розыска в тот же день были задержаны.
В надзорном представлении ставится вопрос о пересмотре состоявшихся в отношении Аксенова и Пуйесте судебных решений, в частности, об отмене этих решений в части осуждения Аксенова и Пуйесте по ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР, поскольку в соответствии с п. "а" ст. 5 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" признаются не содержащими общественной опасности и реабилитируются независимо от фактической обоснованности обвинения лица, осужденные за антисоветскую агитацию и пропаганду.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит надзорное представление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В действиях Аксенова и Пуйесте усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР.
Осужденные, признавая проведение антисоветской агитации путем распространения изготовленных ими листовок с призывами физического уничтожения коммунистов и свержения советской власти, заявляли, что делали это, желая создать среди заключенных враждебный настрой к власти, а также преследуя цель перевода в другой лагерь.
Виновность их в этом подтверждена, кроме того, заключением почерковедческой экспертизы, показаниями свидетелей П., Б., Р., а также другими материалами дела.
Однако, в соответствии с п. "а" ст. 5 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" признаются не содержащими общественной опасности и реабилитируются независимо от фактической обоснованности обвинения лица, осужденные за антисоветскую агитацию и пропаганду.
В связи с этим судебные решения в части осуждения Аксенова и Пуйесте по ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР подлежат отмене.
Виновность осужденных в совершении побега из места лишения свободы подтверждается их личными показаниями, документами о побеге и задержании, показаниями свидетелей и другими материалами дела. Действия их в этой части квалифицированы по ст. 82 ч. 1 УК РСФСР правильно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 408 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
1. Надзорное представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Звягинцева А.Г. удовлетворить.
2. Приговор Красноярского краевого суда от 8 июля 1955 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 8 мая 1956 года в отношении Аксенова Г.М. и Пуйесте К.К. в части осуждения по ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР отменить, дело прекратить за отсутствием в их действиях состава преступления.
Считать Аксенова Г.М. и Пуйесте К.К. осужденными по ст. 82 ч. 1 УК РСФСР к 2 годам лишения свободы каждого. С частичным присоединением неотбытого наказания по предыдущим приговорам назначить им наказание в виде 10 лет лишения свободы каждому.
В остальном судебные решения оставить без изменения.
Председательствующий |
В.И. Радченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2004 г. N 583-П04ПР
Текст постановления официально опубликован не был