Отзыв Комитета совета федерации по международным делам Федерального Собрания РФ от 19 июня 2008 г. N 3.9-08/768
На проект федерального закона N 51517-5 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Алгола о выдаче"
Проект федерального закона N 51517-5 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Ангола о выдаче" (далее - Проект) внесен на рассмотрение в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 25 апреля 2008 года.
Проект содержит предложение о ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Ангола о выдаче (далее - Договор), подписанного от имени Российской Федерации Министром юстиции Российской Федерации В.В. Устиновым в городе Москве 31 октября 2006 года.
Целью Договора является создание двусторонних правовых механизмов, которые позволили бы регламентировать порядок выдачи по запросу Сторон лиц для уголовного преследования или приведения в исполнение приговора.
Договор определяет порядок сношений между Сторонами по вопросам выполнения данного Договора, категории уголовных правонарушений, влекущих к выдаче, основания для отказа в выдаче, устанавливает процедуру составления и представления запросов о выдаче. В случае крайней необходимости запрашивающая Сторона может ходатайствовать о временном задержании запрашиваемого лица до представления запроса о выдаче.
Положениями Договора регламентируются порядок передачи выдаваемого лица, выдачи в третье государство, а также транзитная перевозка лица, выданного третьим государством другой Стороне. Договором оговариваются условия распределения между Сторонами расходов, связанных с практической реализацией положений Договора.
Спорные вопросы, возникающие у Сторон при толковании и применении Договора, разрешаются путем консультаций и переговоров.
Необходимо указать на возможность возникновения у Сторон разночтений при толковании и применении подпункта "а" пункта 2 статьи 5 Договора, устанавливающего основание для отказа в выдаче лица по усмотрению запрашиваемой Стороны, в случае если уголовное правонарушение этим лицом "было совершено полностью или частично на ее территории". Сомнение вызывает обоснованность употребления в редакции указанного подпункта термина "территория", так как уголовная юрисдикция Российской Федерации распространяется не только на ее территорию, но также в ряде случаев, предусмотренных нормами международного права, и за ее пределы (в том числе, на дипломатические представительства и консульские учреждения, на космические объекты, воздушные и морские суда, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации). В частности, в аналогичных положениях международных договоров Российской Федерации о выдаче используется термин "юрисдикция".
Следует отметить также, что Ангольская Сторона 27 февраля 2008 года уведомила Российскую Сторону о выполнении ею внутригосударственных процедур, необходимых для вступления данного Договора в силу.
Ратификация Договора будет способствовать укреплению и развитию двусторонней международно-договорной базы в уголовно-правовой сфере и содействовать повышению эффективности правосудия, что отвечает интересам Российской Федерации.
На основании вышеизложенного и при учете высказанного в отзыве замечания Комитет считает возможным поддержать проект федерального закона N 51517-5 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Ангола о выдачи".
Председатель Комитета |
М.В. Маргелов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.