Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 66-О03-220
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.П.,
судей Русакова В.В. и Линской Т.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 марта 2004 года кассационную жалобу осуждённого Федченко К.Н. на приговор Иркутского областного суда от 29 августа 2003 года, по которому
Федченко К.Н.,
ранее судим: 24 января 2002 года по п.п. "а, в, г" ч. 2 ст. 158 УК РФ к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком один год
осуждён по п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ к пятнадцати годам лишения свободы; по п. "в" ч. 3 ст. 162 УК РФ к двенадцати годам лишения свободы с конфискацией имущества; по ч. 2 ст. 167 УК РФ к четырём годам лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путём частичного сложения наказаний назначено шестнадцать лет лишения свободы с конфискацией имущества.
В соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ присоединено не отбытое наказание по приговору от 30 мая 2003 года и окончательно назначено семнадцать лет лишения свободы с конфискацией имущества в исправительной колонии особого режима.
В силу п. "г" ч. 1 ст. 97; ч. 2 ст. 99 УК РФ назначена принудительная мера медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра.
Постановлено взыскать с Федченко К.Н. в счёт возмещения материального ущерба рублей и в счёт возмещения морального вреда рублей в пользу С.
Федченко признан виновным и осуждён за разбойное нападение на С. с целью завладения чужим имуществом с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшему; за убийство С. совершённое 10 февраля 2003 года сопряжённое с разбоем; за умышленное уничтожение чужого имущества, совершённое путём поджога.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Русакова В.В, мнение прокурора Филимонова А.И, полагавшего судебное решение в отношении Федченко изменить, судебная коллегия установила:
В кассационной жалобе осуждённый Федченко оспаривает обоснованность назначения ему наказания по правилам ст. 68 УК РФ, ссылаясь на то, что он впервые отбывает наказание в местах лишения свободы; полагает, что при назначении наказания судом не учтено наличие у него неизлечимого заболевания (ВИЧ инфекция), чистосердечное признание им своей вины и способствование органам следствия в раскрытии преступления.
В возражении государственный обвинитель Мерзляков А.Н. просит приговор как законный и обоснованный оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит приговор суда подлежащим изменению.
Виновность осуждённого Федченко в совершении преступлений материалами дела установлена и подтверждается собранными в ходе предварительного следствия и исследованными в судебном заседании доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Так, в период предварительного расследования и в судебном заседании Федченко не отрицал того обстоятельства, что действительно 10 февраля 2003 года он, нуждаясь в деньгах для приобретения наркотиков, решил противоправно завладеть продуктами питания у знакомого - С. Зная о том, что С. находится дома один, он пришёл к последнему и потребовал продукты питания. Когда С. отказался выполнить его требования, он взял находящийся в квартире столовый нож, который наставил на потерпевшего. С. попытался вызвать по телефону милицию. Тогда он, желая пресечь действия С. нанёс тому более десяти ударов ножом в спину. Когда С. упал, он решил окончательно убить потерпевшего. С этой целью взял от электрического чайника шнур, обернул вокруг шеи С. и затянул концы. Убедившись в смерти С. он взял находившийся в квартире видеомагнитофон и куртку. Видеомагнитофон продал знакомым, а на вырученные деньги купил наркотики. Через определённое время он вновь пошёл к С. пользуясь ключом от входной двери и вынес оттуда телевизор, который также продал не установленному лицу, после чего решил скрыть следы преступления, путём поджога квартиры. С этой целью приобрёл литр спирта, облил им вещи, труп и поджёг.
Суд первой инстанции обоснованно признал указанные показания Федченко в ходе предварительного следствия и в судебном заседании достоверными, так как они подтверждаются другими доказательствами.
В материалах дела имеется протокол осмотра места происшествия, из которого следует, что 10 февраля 2003 года в доме был обнаружен труп мужчины с признаками насильственной смерти; в квартире имеются следы пожара.
Согласно акта о пожаре вероятной причиной пожара в квартире С. послужило занесение открытого источника зажигания посторонним лицом, то есть умышленный поджог.
Согласно заключения судебно-медицинской экспертизы смерть С. наступила в результате множественных проникающих и не проникающих ранений грудной клетки и живота с ранениями лица и правой почки, сопровождавшиеся обильной потерей крови.
Выводы судебно-биологической экспертизы свидетельствуют о том, что обнаруженная на джинсах и толстовке Федченко кровь, по своей групповой принадлежности от потерпевшего С. не исключается.
Виновность Федченко в совершении преступлений подтверждается и другими, имеющимися в деле и приведёнными в приговоре доказательствами.
Тщательно исследовав обстоятельства дела и правильно оценив все доказательства по делу, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о доказанности вины Федченко в разбое, совершённом с целью хищения чужого имущества, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшем; в убийстве, сопряжённом с разбоем и в умышленном уничтожении чужого имущества, совершённого путём поджога, верно квалифицировав его действия по п. "в" ч. 3 ст. 162; п. "з" ч. 2 ст. 105; ч. 2 ст. 167 УК РФ.
Выводы суда о наличии у Федченко прямого умысла на совершение разбоя и последующего убийства надлежащим образом мотивированы в приговоре и подтверждается приведёнными показаниями Федченко в судебном заседании, правильно признанными соответствующими действительности, так как соответствуют целенаправленным действиям Федченко при совершении разбоя и убийства.
Доводы кассационной жалобы на необоснованное назначение наказания по правилам ч. 2 ст. 68 УК РФ, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку ранее Федченко дважды осуждался за совершение тяжких преступлений и вновь совершил особо тяжкие преступления. Наличие в действиях Федченко особо опасного рецидива закон связывает с наличием судимости и не зависит от того, отбывал ли ранее Федченко наказание в местах лишения свободы или нет.
Наказание назначено Федченко в соответствии с требованиями, ст.ст. 60, 69 УК РФ, соразмерно содеянному им и с учётом всех конкретных обстоятельств дела.
Вместе с тем, в связи с изменениями, внесёнными Федеральным законом РФ от 8 декабря 2003 года в УК РФ, имеющими обратную силу, судебная коллегия находит необходимым исключить из приговора указание суда о назначении Федченко дополнительного наказания в виде конфискации имущества и применении принудительных мер медицинского характера.
За исключением вносимых изменений, данное дело органами предварительного следствия - расследовано, а судом первой инстанции - рассмотрено полно, всесторонне и объективно; выводы суда, изложенные в приговоре, соответствуют имеющимся доказательствам и надлежащим образом мотивированы.
Нарушений уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену приговора, из материалов дела не усматривается.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Иркутского областного суда от 29 августа 2003 года в отношении Федченко К.Н. изменить: исключить из приговора указание суда о назначении дополнительного наказания в виде конфискации имущества и применении принудительных мер медицинского характера.
В остальной части тот же приговор в отношении Федченко К.Н. оставить без изменения, кассационную жалобу осуждённого Федченко К.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Кудрявцева Е.П. |
Судьи |
Русаков В.В. |
|
Линская Т.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 66-О03-220
Текст определения официально опубликован не был