Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 августа 2003 г. N 93-Г03-17
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России в составе:
председательствующего В.П. Кнышева,
судей В.И. Нечаева и С.В. Потапенко
рассмотрела в судебном заседании 5 августа 2003 г. кассационную жалобу Магаданской областной думы на решение Магаданского областного суда от 9 июня 2003 г., которым признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия абзацы 5 и 7 статьи 2, пункт 1 статьи 3, пункты 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 статьи 4, статьи 5, 6, 7, часть 2 пункта 2 статьи 7, статья 8 Закона Магаданской области "О введении в действие на территории Магаданской области системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" от 28 ноября 2002 г. N 293-ОЗ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нечаева В.И., объяснение представителя Магаданской областной думы Иванюк В.П., объяснение прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А. полагавшей оставить решение суда без изменения, исследовав материалы дела, коллегия установила.
27 ноября 2002 г. Магаданская областная дума приняла Закон Магаданской области "О введении в действие на территории Магаданской области системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" N 293-ОЗ.
В абзацах 5 и 7 ст. 2 названного Закона даны понятия корректирующему коэффициенту базовой доходности - К1 и коэффициенту-дефлятору - КЗ.
Пунктом 1 ст. 3 Закона предусмотрено, что "налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Магаданской области предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом".
В статье 4 Закона указано: "объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика" (п. 1). "Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности" (п. 2). "Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц", в связи с чем приведены виды предпринимательской деятельности, физические показатели и базовая доходность в месяц в рублях (п. 3). "Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1, К2, КЗ" (п. 4). "Корректирующий коэффициент К1 определяется в зависимости от кадастровой стоимости земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) по месту осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщиком и рассчитывается по следующей формуле: К1 = (1000 + Коф) / (1000 + Ком), где Коф - кадастровая стоимость земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) по месту осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщиком; Ком - максимальная кадастровая стоимость земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) для данного вида предпринимательской деятельности; 1000 - стоимостная оценка прочих факторов, оказывающих влияние на величину базовой доходности, приведенная к единице площади" (п. 5). Изменение суммы единого налога, произошедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода" (п. 7). "В случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя" (п. 8). "Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная регистрация налогоплательщика, рассчитывается, исходя из полных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации" (п. 9).
Статьями 5 и 6 Закона установлено соответственно, что "налоговым периодом по единому налогу признается квартал"; "ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода".
В статье 7 Закона предусмотрено, что "уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода" (п. 1). "Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов. Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам" (п. 2). "Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода" (п. 3).
По статье 8 Закона, "суммы единого налога зачисляются на счет Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Магаданской области для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов по следующим нормативам отчислений: 1) в федеральный бюджет - 30 процентов; 2) в областной бюджет - 15 процентов; 3) в местные бюджеты - 45 процентов; 4) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 0,5 процента; 5) в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования - 4, 5 процента; 6) в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации - 5 процентов".
Прокурор Магаданской области обратился в суд с заявлением о признании этих правовых норм Закона Магаданской области от 28 ноября 2002 г. N 293-ОЗ противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня их принятия в связи с тем, что они изданы Магаданской областной думой с превышением полномочий, поскольку отношения в области налогообложения и сборов регулируются федеральными законами; право субъектов Российской Федерации на установление и введение налогов всегда носит производный характер. В судебном заседании прокурор пояснил, что по установленным правилам юридической техники в Магаданской областной думе абзац 4 в статье 2 является абзацем 5, абзац 6 в статье 2 является абзацем 7 и абзац 2 пункта 2 статьи 7 является частью 2 пункта 2 статьи 7, и просил это учесть при рассмотрении дела.
Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В кассационной жалобе Магаданская областная дума просит отменить решение суда в части признания противоречащими федеральному законодательству пункта 1 статьи 3, пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 статьи 4, статей 5, 6, 7 и 8 названного выше Закона Магаданской области и вынести новое решение об отказе в заявлении, а в части, касающейся абзацев 5, 7 статьи 2 и ч. 2 п. 2 ст. 7 Закона, решение отменить и прекратить производство по делу в этой части. Жалоба обоснована тем, что дума при принятии Закона действовала в пределах компетенции и предоставленных полномочий. Воспроизведение в Областном законе редакции норм федерального закона по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации нельзя рассматривать как превышение полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации. Действующее федеральное законодательство не содержит запрета на такое воспроизведение правовых норм. Кроме того, судом не принято во внимание то, что Законом Магаданской области от 5 июня 2003 г. N 348-ОЗ были внесены изменения в абзацы 5, 7 статьи 2 и в ч. 2 п. 2 ст. 7 Закона Магаданской области от 28 ноября 2002 г. N 293-ОЗ. Данные обстоятельства были известны суду и должны были повлечь прекращение производства по делу в этой части.
Обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия находит решение суда подлежащим изменению.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. N 2118-1, в последующих редакциях, случаи и порядок применения специальных налоговых режимов определяются актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ, установлен специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Согласно п. 1 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе - общий режим налогообложения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации при введении ими системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Так, пунктом 3 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации определяются: 1) порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; 2) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного настоящим Кодексом; 3) значения коэффициента К2, указанного в статье 346.27 настоящего Кодекса.
Данный перечень полномочий субъекта Российской Федерации по вопросам введения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход является исчерпывающим.
В Налоговом кодексе Российской Федерации при установлении специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности определены основные понятия, категории налогоплательщиков, а также установлены все существенные элементы налогообложения, при которых налог считается законно установленным.
Как видно из содержания главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации и оспариваемых прокурором правовых норм, последние приняты Магаданской областной думой по вопросам, правовое регулирование которых осуществляется федеральным законодательством.
Согласно подп. "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, в последующих редакциях, законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам совместного ведения в пределах полномочий субъектов Российской Федерации. По смыслу подп. "б" п. 1 ст. 5 названного Федерального закона и других приведённых федеральных правовых норм, субъект Российской Федерации не вправе принимать правовые нормы по вопросам, законодательное регулирование, которых осуществляется Российской Федерацией, он может осуществлять законодательное регулирование лишь в пределах своих полномочий.
Довод о том, что содержание отдельных оспариваемых правовых норм повторяет содержание отдельных статей Налогового кодекса Российской Федерации, на что нет запрета в федеральных законах, судом обоснованно отвергнут. Воспроизведение положений федеральных правовых норм в правовых нормах субъекта Российской Федерации по вопросам, правовое регулирование которых осуществляется только Российской Федерацией, не исключает нарушение пределов полномочий, установленных для субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, суд не учел, что Законом Магаданской области от 5 июня 2003 г. N 348-ОЗ "О внесении изменений в Закон Магаданской области "О введении в действие на территории Магаданской области системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" внесены изменения в абзацы 5 и 7 статьи 2, а часть 2 пункта 2 статьи 7 данного Закона изложена в другой редакции. Так, этим Законом предусмотрено: в статье 2 Закона от 28 ноября 2002 г. N 293-ОЗ "в абзаце пятом вместо слов "Правительством Российской Федерации" записать слова "федеральным законодательством" (подп. 1 п. 1 ст. 1); "в абзаце седьмом вместо слов "в порядке, установленном Правительством Российской Федерации" записать слова "федеральным законодательством" (подп. 2 п. 1 ст. 1). "Часть вторую пункта 2 статьи 7 изложить в следующей редакции: "Налоговая декларация заполняется по форме и в порядке, установленными федеральным законодательством" (п. 2 ст. 1).
Однако это обстоятельство не может служить в настоящем случае основанием к отмене решения суда в данной части и прекращения производства по делу в этой части. Изменения, которые внесены в абзацы 5, 7 статьи 2 и новая редакция части 2 пункта 2 статьи 7 Закона Магаданской области не меняют в основном правового содержания этих правовых норм и не устраняют нарушения, связанные с превышением Магаданской областной думой своей компетенции при их издании. Более того, эти изменения и новая редакция противоречат статьям 346.27 и 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации, по которым порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земли устанавливается Правительством Российской Федерации; коэффициент-дефлятор публикуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, а не федеральным законодательством как это предусмотрено Законом Магаданской области от 5 июня 2003 г. N 348-ОЗ.
Поэтому судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда, дополнив вывод суда о признании противоречащими федеральному законодательству оспариваемых правовых норм словами "в редакции Закона Магаданской области от 5 июня 2003 г. N 348-ОЗ "О внесении изменений в Закон Магаданской области "О введении в действие на территории Магаданской области системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия определила:
изменить решение Магаданского областного суда от 9 июня 2003 г., дополнив указание суда о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия абзацев 5 и 7 статьи 2, пункта 1 статьи 3, пунктов пункты 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 статьи 4, статей 5, 6, 7, части 2 пункта 2 статьи 7, статьи 8 Закона Магаданской области "О введении в действие на территории Магаданской области системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" от 28 ноября 2002 г. N 293-ОЗ словами "в редакции Закона Магаданской области от 5 июня 2003 г. N 348-ОЗ "О внесении изменений в Закон Магаданской области "О введении в действие на территории Магаданской области системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности". В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу Магаданской областной думы - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.П. Кнышев |
Судьи |
В.И. Нечаев |
|
С.В. Потапенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 августа 2003 г. N 93-Г03-17
Текст определения официально опубликован не был