Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2005 г. N 89-Д05-17
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Свиридова Ю.А.
судей - Мезенцева А.К. и Бондаренко О.М.
рассмотрела в судебном заседании уголовное дело по надзорной жалобе осужденного Унгурова А.В. о пересмотре приговора судебной коллегии по уголовным делам Тюменского областного суда от 26 февраля 1999 года, по которому
Унгуров А.В.,
ранее судимый
3 ноября 1993 года по ст. 89 ч. 3 УК РСФСР к 5 годам лишения свободы, освобожденный из мест лишения свободы 30 июля 1997 года в связи с отбытием срока наказания
осужден по ст. 105 ч. 2 п.п. "а, б, д" УК РФ к 16 годам лишения в исправительной колонии строгого режима. Срок наказания исчислен с 30 июля 1998 года.
В кассационном порядке уголовное дело не рассматривалось.
Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 года в удовлетворении надзорной жалобы осужденного Унгурова А.В. о пересмотре приговора суда от 26 февраля 1999 года было отказано.
Постановлением Заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2005 года: отменено постановление судьи Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 года и возбуждено надзорное производство, надзорная жалоба осужденного Унгурова А.В. передана на рассмотрение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Бондаренко О.М. об обстоятельствах уголовного дела и доводах надзорной жалобы осужденного, выступление прокурора Фомина Г.П., полагавшего необходимым исключить осуждение Унгурова А.В. по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК РФ, Судебная коллегия установила:
Унгуров признан виновным в умышленном причинении смерти двум лицам (своей сожительнице А. и ее родному брату Я.), убийстве лица близкого к убитому в связи с выполнением своего долга по пресечению неправомерных действий виновного, с особой жестокостью.
Преступление было совершено вечером 29 июля 1998 года ... при обстоятельствах изложенных в приговоре суда.
В своей надзорной жалобе осужденный Унгуров оспаривает правильность квалификации его действий, ставит вопрос об изменении приговора и смягчении назначенного ему наказания. В жалобе указывается, что суд ошибочно расценил его действия, как совершенные с особой жестокостью, а также как совершение убийства лица в связи с выполнением им своего долга по пресечению неправомерных действий. По утверждениям Унгурова убийство А. и Я. было им совершено после произошедшей ссоры и взаимной драки, причем он был вынужден защищаться от ударов сожительницы и от ее брата, который удерживал его сзади и душил. В жалобе осужденный Унгуров просит переквалифицировать его действия на ст. 107 УК РФ либо ст. 108 УК РФ.
Проверив материалы уголовного дела, и обсудив доводы надзорной жалобы осужденного, Судебная коллегия находит ее доводы обоснованными, подлежащими частичному удовлетворению, а приговор суда подлежащим изменению.
Как видно из материалов уголовного дела, очевидцев произошедшего конфликта и убийства Унгуровым своей сожительницы и ее брата не было и суд, положил в основу обвинительного приговора показания самого Унгурова, признав их достоверными.
Из этих показаний следует, что пьяные А. и Я. приехали в дом Унгурова вечером 29 июля 1998 года. После упреков Унгурова его сожительница А. стала ругаться нецензурно и бросила в Унгурова сапог. Он оттолкнул А. и она упала. Я., который пытался заступиться за сестру, остановили присутствовавшие при ссоре братья П. сказав ему, что это "семейное дело". После того, как все успокоились и П. покинули дом, ссора возобновилась. Я. обхватил Унгурова сзади за шею, а А. наносила ему удары. В это время Унгуров, дотянувшись до лежавшего на полке ножа, стал наносить этим ножом удары сначала Я., а затем и А.
Квалифицируя действия Унгурова, как убийство, совершенное "с особой жестокостью", суд исходил из того, что убийство Я. было совершено в присутствии А., родной сестры Я., и что, по мнению суда, свидетельствовало об умысле Унгурова причинить А. особые страдания.
Вместе с тем, указанный вывод суда нельзя признать обоснованным.
Из ничем не опровергнутых показаний Унгурова следует, что он нанес сначала один удар ножом в живот Я., державшего его за шею сзади, а затем сразу же удар ножом в область груди А., которая ударила его сначала ногой, а затем кулаком в грудь. После того, как руки Я. стали ослабевать, Унгуров нанес второй удар ножом сожительнице, а затем, развернувшись, нанес еще несколько ударов ножом Я.
Из заключения судебно-медицинского эксперта следует, что смерть Я. наступила от ранений шеи и грудной клетки, а смерть А. наступила от колото-резаных ранений грудной клетки слева, проникающих в грудную полость.
Учитывая то обстоятельство, что ножевые удары потерпевшим Унгуров наносил одномоментно, практически без какого-либо перерыва во времени, в процессе одновременной борьбы с обоими из них, выводы суда о том, что Унгуров при этом действовал "с умыслом на причинение А. особых страданий" от гибели ее близкого родственника, является бездоказательственными и произвольными.
Также необоснованными Судебная коллегия считает выводы суда о том, что Унгуровым совершено убийство при квалифицирующем признаке "убийство лица, близкого убитому в связи с выполнением им своего долга по пресечению неправомерных действий виновного".
Из показаний свидетелей П. и П. следует, что приехавшие в дом к Унгурову потерпевшие А., и Я. были сильно пьяны. В ответ на замечание по этому поводу Унгурова А. стала нецензурно ругаться, а затем бросила в него сапог.
Таким образом, судом фактически было установлено то, что причиной возникшего конфликта явилось неправильное поведение самой А., которая, к тому же явилась инициатором возникшей драки.
Тот факт, что Унгуров подвергся нападению со стороны А. и ее брата - Я., подтверждается объективно и результатами освидетельствования Унгурова, при котором у него зафиксированы ссадины на плечевых суставах, гематома на правом голеностопном суставе.
По смыслу закона, квалификация по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК РФ предполагает совершение умышленных действий, направленных против лица выполняющего общественный долг, т.е. выполняющего общественно полезные действия, направленные на пресечение неправомерных действий виновного.
Доказательств, которые бы подтверждали вывод суда о том, что именно А. совершала какие-либо общественно полезные действия, направленные на пресечение противоправных действий Унгурова приговор суда не содержит.
В связи с приведенными выше обстоятельствами Судебная коллегия считает необходимым исключить из приговора указания об осуждении Унгурова по п.п. "б, д" ч. 2 ст. 105 УК РФ, т.е. о совершении им убийства "с особой жестокостью" и "в связи с выполнением потерпевшим своего долга по пресечению неправомерных действий виновного". Действия Унгурова должны быть квалифицированы по ст. 105 ч. 2 п. "а" УК РФ, как умышленное причинение смерти двум лицам, вызванное неприязненными отношениями и ссорой.
Доводы надзорной жалобы, в которых ставится вопрос о переквалификации действий Унгурова на ст. 107 УК РФ или на ст. 108 УК РФ, нельзя признать обоснованными. Действия Унгурова, направленные на причинение смерти А. и Я., хотя и были в определенной степени спровоцированы самими потерпевшими, явившимися инициаторами конфликта, вместе с тем не содержат объективных признаков, которые могли оценивать их как совершенные "в состоянии аффекта" либо "при превышении пределов необходимой обороны".
С учетом вносимых в приговор изменений, в значительной степени уменьшающих объем первоначального обвинения, Судебная коллегия находит возможным смягчение назначенного Унгурову наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 407, 408 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
1. Надзорную жалобу осужденного Унгурова А.В. удовлетворить частично.
2. Приговор судебной коллегии по уголовным делам Тюменского областного суда от 26 февраля 1999 года в отношении Унгурова А.В. изменить, исключив из него осуждение Унгурова А.В. по п.п. "б, д" ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Смягчить наказание осужденному Унгурову А.В. по ст. 105 ч. 2 п. "а" УК РФ с 16 лет до 14 лет лишения свободы.
В остальной части приговор ссуда оставить без изменения, а надзорную жалобу осужденного без удовлетворения.
Председательствующий - |
Свиридов Ю.А. |
Судьи - |
Мезенцев А.К. |
|
Бондаренко О.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2005 г. N 89-Д05-17
Текст определения официально опубликован не был