Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 17 июля 2008 г. N 66-О08-38
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.П.,
судей Русакова В.В. и Фетисова С.М.
рассмотрела в судебном заседании 17 июля 2008 года кассационную жалобу осуждённого Берлова С.В. на приговор Иркутского областного суда от 4 апреля 2008 года, по которому
Берлов С.В.
осуждён по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ к девяти годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
По данному делу осуждён Берлов В.К., приговор в отношении которого не обжалован.
Берлов признан виновным и осуждён за убийство Ж. 1962 года рождения, совершённое группой лиц 28 апреля 2007 года в ...
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Русакова В.В., мнение прокурора Модестовой А.А., полагавшей судебное решение в отношении Берлова оставить без изменения, судебная коллегия установила:
в кассационной жалобе осуждённый Берлов просит приговор отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь, что данного преступления - убийства он не совершал; утверждает, что первоначальные показания он давал по просьбе своего родственника Берлова В.К. и оговорил себя в убийстве; указывает, что он является инвалидом с детства по психическому состоянию своего здоровья, поэтому не мог совершить данное преступление.
В возражениях государственный обвинитель Вяткина Е.К. просит приговор оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит приговор суда законным и обоснованным.
Виновность осуждённого Берлова в совершении преступления материалами дела установлена и подтверждается собранными в ходе предварительного следствия и исследованными в судебном заседании доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Так, в период предварительного расследования Берлов в категорической форме пояснял о том, что в ходе распития спиртных напитков между ним и Ж. произошла ссора, в ходе которой он дважды ударил кулаком Ж. по лицу, после чего по просьбе своего дяди накинул на шею Ж. верёвку и стал удерживать в момент, когда его дядя затягивал петлю на шее Ж. Убедившись в смерти Ж. закопали того в разрушенном сарае. Встретив сестру Ж., он рассказал той о том, что вместе со своим дядей задушили Ж.
Суд первой инстанции обоснованно признал указанные показания Берлова С в ходе предварительного следствия достоверными, так как они подтверждаются другими доказательствами.
Судом проверялись доводы о применении к Берлову незаконных методов расследования, они не подтвердились, противоречат материалам дела и обоснованно признаны судом несостоятельными.
Как следует из материалов дела, Берлов показания давал по своему желанию, при его согласии на это, допросы Берлова в ходе предварительного следствия проводились с участием адвоката (т. 1 л.д.л.д. 80-82), а проверка его показаний - и с участием понятых и других лиц и ни от кого из них при проведении этих следственных действий не поступало заявлений о применении каких-либо недозволенных методов ведения следствия (т. 1 л.д.л.д. 242-248).
В соответствии с имеющимися доказательствами суд пришёл к правильному выводу о недостоверности доводов Берлова С. о том, что он оговорил себя по просьбе своего родственника.
В материалах дела имеется протокол осмотра места происшествия, из которого следует, что на участке дома, расположенного по центральной улице ... возле двери разрушенного сарая был обнаружен труп Ж. с признаками насильственной смерти. При осмотре трупа на шее обнаружено повреждение в виде странгуляционной борозды и ссадины.
Согласно заключения судебно-медицинской экспертизы смерть Ж. наступила в результате механической асфиксии от сдавливания шеи петлёй.
Виновность Берлова С. в убийстве подтверждается и другими, имеющимися в деле и приведёнными в приговоре доказательствами.
Тщательно исследовав обстоятельства дела и правильно оценив все доказательства по делу, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о доказанности вины Берлова С. в убийстве, совершённом группой лиц по предварительному сговору, верно квалифицировав его действия по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Выводы суда о наличии у Берлова С. предварительного сговора с Берловым В. на совершение убийства надлежащим образом мотивированы в приговоре и подтверждаются приведёнными показаниями Берлова С. в ходе предварительного следствия, правильно признанными соответствующими действительности, так как соответствуют согласованным и совместным действиям Берлова С. и Берлова В. при совершении убийства.
Вывод суда о мотивах действий Берлова С. соответствует имеющимся доказательствам.
Судом первой инстанции тщательно проверялись доводы осуждённого Берлова С. о самооговоре, однако эти доводы оказались несостоятельными и суд правильно отверг их.
Изложенные в кассационных жалобах доводы в защиту осуждённого Берлова С., в том числе о его психическом состоянии здоровья, тщательно исследованы судом первой инстанции и получили надлежащую оценку в приговоре с указанием мотивов их несостоятельности.
Из заключения судебно-психиатрической экспертизы у Берлова С. выявлены признаки лёгкой умственной отсталости, которые выражены не резко и не сопровождаются нарушениями в психической деятельности. В момент совершения деяния Берлов находился в состоянии простого алкогольного опьянения, по своему психическому состоянию здоровья мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. При таких данных, Берлов С. обоснованно признан судом вменяемым.
Выводы суда по всем этим доводам основаны на конкретных доказательствах по делу, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 88 УПК РФ, поэтому у судебной коллегии правильность выводов не вызывает сомнений.
Доводы кассационных жалоб о недоказанности вины осуждённого Берлова в совершении преступления, установленного судом первой инстанции, противоречат приведённым в приговоре доказательствам и на материалах дела не основаны. Обстоятельства по делу исследованы в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства. Допустимость приведённых доказательств сомнений не вызывает, поскольку они добыты в установленном законом порядке.
Наказание назначено Берлову С. в соответствии с требованиями, ст. 60 УК РФ, соразмерно содеянному им и с учётом всех конкретных обстоятельств дела. Оснований для смягчения наказания, о чём содержится просьба в кассационных жалобах, судебная коллегия не усматривает.
Нарушений уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену приговора, из материалов дела не усматривается.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Иркутского областного суда от 4 апреля 2008 года в отношении Берлова С.В. оставить без изменения, кассационную жалобу осуждённого Берлова С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Кудрявцева Е.П. |
Судьи |
Русаков В.В. |
|
Фетисов С.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 17 июля 2008 г. N 66-О08-38
Текст определения официально опубликован не был