Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 ноября 2003 г. N 7-Г03-11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова,
судей В.Н. Соловьева, В.П. Меркулова
рассмотрела в судебном заседании от 17 ноября 2003 г. дело по заявлению прокурора Ивановской области о признании отдельных положений Указа Губернатора Ивановской области от 04.04.2003 г. N 51-уг "О мерах по исполнению Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" на территории Ивановской области" (в редакции Указа Губернатора от 29.05.2003 г. N 83-уг) противоречащими федеральному законодательству и не действующими, по кассационной жалобе Главы администрации Ивановской области на решение Ивановского областного суда от 25 августа 2003 г.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Указом Губернатора Ивановской области от 04.04.2003 г. N 51-уг "О мерах по исполнению Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" на территории Ивановской области" (в редакции Указа от 29.05.2003 г. N 83-уг) утверждены Порядок и условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов (Приложение N 3).
Согласно п.п. "д", "е" п. 8 указанного Порядка необходимыми условиями для учреждения акцизного склада являются отсутствие задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты всей уровней, а также для организации оптовой торговли - наличие в определенных объемах оборота алкогольной продукции за год, предшествующий подаче заявления о выдаче разрешения. Соответственно, для согласования выдачи разрешения на учреждение акцизного склада и получения этого разрешения заинтересованная организация должна представить в компетентные органы справку налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней, а также справку об обороте алкогольной продукции за год, предшествующий подаче заявления (п.п. "в", "д" п. 7, п.п. "д", "е" п. 11 Порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов).
Полагая указанные условия незаконными, прокурор Ивановской области обратился в суд с заявлением о признании их противоречащими п. 2 ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 г. N 723 "Общие требования к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов", ст. 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (в редакции Федерального закона от 09.10.2002 г. N 122-ФЗ) и не действующими.
Решением Ивановского областного суда от 25.08.2003 г. заявленные прокурором требования удовлетворены.
Суд признал п.п. "в", "д" п. 7, п.п. "д", "е" п. 8, п.п. "д", "е" п. 11 Порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, утвержденных Указом Губернатора Ивановской области от 04.04.2003 г. N 51-уг "О мерах по исполнению Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" на территории Ивановской области" (в редакции Указа Губернатора от 29.05.2003 г. N 83-уг) противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе Глава администрации Ивановской области просит отменить состоявшееся решение суда, утверждая, что оно постановлено по ошибочно сделанным выводам о правовой природе оспариваемых дополнительных условий выдачи разрешения на учреждения акцизного склада, установление которых не противоречит требованиям действующего законодательства.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" общие требования к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов определяются Правительством Российской Федерации.
Такие требования утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.202 г. N 723 "Общие требования к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов".
В соответствии с п. 4 указанного Постановления основным условием выдачи разрешения является наличие у организации лицензии на производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции или лицензии на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции (с указанием местонахождения помещения, предназначенного под акцизный склад).
Одновременно установлено, что с учетом особенностей регионального рынка алкогольной продукции орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может устанавливать дополнительные условия выдачи разрешения, не противоречащие действующему законодательству.
С выводом Ивановского областного суда о том, что оспариваемые прокурором положения нормативного акта, принятого Губернатором области, ограничивают права лицензиата и противоречат действующему законодательству по мнению судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ следует согласиться.
Ограничение для получения разрешения на учреждение акцизного склада, заключающееся в отсутствии у лицензиата задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также ограничение связанное с наличием у хозяйствующего субъекта оборота алкогольной продукции за год, предшествующий подаче заявления о выдаче разрешения в определенных объемах - (не менее 25 тыс. декалитров в пересчете на абсолютный алкоголь или на сумму не менее 70 млн. руб. в полугодие в случае реализации продукции с объемной долей этилового спирта более 25 процентов и т.д. - п.п. "е" п. 8 Порядка) выходят за пределы порядка выдачи разрешений, который вправе определять Правительство РФ согласно п. 5 ст. 197 Налогового кодекса РФ.
Судом также правильно отмечено, что взыскание задолженности по налогам путем проведения определенных мероприятий в отношении должника предусмотрено ст.ст. 46, 47 Налогового кодекса РФ. Возможность ограничения деятельности лицензиата в виде невыдачи ему разрешения на учреждение акцизного склада среди таких мероприятий отсутствует.
Установление дополнительного условия в виде наличия оборота алкогольной продукции в определенных объемах, кроме того, влечет за собой нарушение ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.1991 г. N 948-1 (в редакции Федерального закона от 09.10.2002 г. N 122-ФЗ), запрещающей органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать акты, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, если такие акты имеют, либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере.
При таких обстоятельствах заявленное прокурором требование обоснованно признано подлежащим удовлетворению, а оспоренные им положения Указа Губернатора Ивановской области от 04.04.2003 г. N 51-уг (в редакции Указа от 29.05.2003 г. N 83-уг) признаны противоречащими федеральному законодательству и не действующими.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу сводятся к правовой оценке дополнительных условий, что само по себе судом исследовалось с обоснованием соответствующих выводов.
Высказанное в жалобе несогласие с выводами суда нельзя рассматривать в качестве достаточного основания для отмены состоявшегося решения суда.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ивановского областного суда от 25.08.2003 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главы администрации Ивановской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
В.Н. Соловьев |
|
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 ноября 2003 г. N 7-Г03-11
Текст определения официально опубликован не был