Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2005 г. N 7-Г05-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Соловьева В.Н.,
судей Хаменкова В.Б. и Меркулова В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 17 августа 2005 г. дело по заявлению первого заместителя прокурора Ивановской области о признании частично недействующим Закона Ивановской области от 2 февраля 2005 года N 29-ОЗ "О мерах социальной поддержки квалифицированных работников социальной сферы в сельской местности и поселках", по кассационному представлению прокурора на решение Ивановского областного суда от 20 мая 2005 г., которым отказано прокурору в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда необоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Первый заместитель прокурора Ивановской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия частей 1 и 3 статьи 1 Закона Ивановской области от 2 февраля 2005 года N 29-ОЗ "О мерах социальной поддержки квалифицированных работников социальной сферы в сельской местности и поселках" (за исключением работников культуры). Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемыми положениями частей 1 и 3 статьи 1 Закона Ивановской области установлены меры социальной поддержки квалифицированных работников социальной сферы в сельской местности и поселках в виде ежемесячной денежной выплаты на частичное возмещение расходов за наем, отопление и освещение жилого помещения, а также приобретения топлива в 2005 году в размере 300 рублей. Однако действующим законодательством, проживающим в сельской местности работникам образования, физкультуры и спорта предоставлено право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.
Заявитель считает, что положения ч. 1 и 3 ст. 1 Закона области N 29-ОЗ о частичном возмещении расходов за наем, отопление и освещение указанным категориям работников противоречат требованиям Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, согласно которому необходимым условием замены льгот в натуральной форме на денежную компенсацию является сохранение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан, и вновь устанавливаемые гарантии и компенсации не могут быть ниже гарантий и компенсаций, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
В судебном заседании представитель прокуратуры Ивановской области Таранова Н.В. заявленные требования уточнила, просила признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня издания только часть 1 ст. 1 Закона Ивановской области от 02.02.2005 года N 29-ОЗ.
Представитель Законодательного Собрания Ивановской области и представитель администрации Ивановской области, заявленные требования не признали. Пояснили, что вопросы социальной защиты, координация вопросов здравоохранения, общие вопросы образования, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Федеральным законом от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" предоставление мер социальной поддержки квалифицированным работникам социальной сферы в сельской местности и поселках не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым самостоятельно за счет средств бюджета РФ. Действующим федеральным законодательством на субъект Российской Федерации предоставлять меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг работникам образования, здравоохранения, учреждений социального обслуживания, государственной ветеринарной службы не возложена. При принятии Закона Ивановской области N 29-ОЗ соблюдены требования ст. 153 федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, и учтены положения, содержащиеся в преамбуле названного закона. Условия не уменьшения объемов финансирования были соблюдены.
Решением Ивановского областного суда от 20 мая 2005 г. в удовлетворении заявленных прокурором требований отказано.
В кассационном представлении прокурора ставится вопрос об отмене состоявшегося решения суда как основанного на ошибочных выводах суда о применении положений законодательства о замене льгот отдельным категориям работников образования, физической культуры и спорта ежемесячной денежной выплатой.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационного представления прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение Ивановского областного суда, вынесенного по данному делу, подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая прокурору в удовлетворении его требования о признании противоречащим федеральному законодательству части 1 статьи 1 Закона Ивановской области от 2.02.2005 г. N 29-ОЗ "О мерах социальной поддержки квалифицированных работников социальной сферы в сельской местности и поселках", суд сослался на следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 2 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, в связи с принятием настоящего Федерального закона при издании нормативных правовых актов органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда, выплаты пособий и иных социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в Денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда, выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;
при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Квалифицированным работникам социальной сферы в сельской местности ранее действовавшим законодательством социальные выплаты в денежной форме за наем, отопление и освещение жилого помещения не предоставлялись.
По мнению суда, фактически речь идет не о вновь устанавливаемых гарантиях и компенсациях, а о замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации, и в этом случае подлежит применению абз. 3 п. 2 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 года, предусматривающий условие о не уменьшении совокупного объема финансирования соответствующих льгот и выплат при издании нормативных правовых актов органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Суд согласился с мнением представителя администрации области о том, что оспариваемое положение Закона области, предусматривающее частичное возмещение расходов за наем, отопление и освещение жилого помещения за счет областного бюджета не противоречит нормам федерального законодательства.
Между тем, указанное суждение суда не может быть признано состоятельным, так как основано на ошибочном понимании наличия льгот у работников образования в сельской местности и приравненных к ним лицам.
Судом фактически оставлено без внимания то, что в силу п. 5 ст. 55 ФЗ "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1 как в редакции до 1 января 2005 года, так и после, закреплено право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках.
Согласно положениям ст. 32 ФЗ "О физической культуре и спорте в РФ" от 29.04.1999 года N 80-ФЗ на работников физкультурно-спортивных организаций, работающих и проживающих в сельских муниципальных образований, распространяются льготы, установленные в законодательном порядке для учителей сельских образовательных учреждений.
Таким образом, федеральным законодательством для указанной категории работников установлена льгота в натуральной форме. Субъекту Российской Федерации не предоставлено права заменять данную льготу на денежную выплату.
Несмотря на это Законом Ивановской области льгота в натуральной форме для работников сферы образования, физической культуры и спорта не предусмотрена. Фактически эта льгота заменена денежной выплатой, что противоречит указанным федеральным законам и статье 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которой законы субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ полагает, что Ивановским областным судом не принято во внимание и требование, установленное абзацем 4 преамбулы Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ необходимости при замене льгот в натуральной форме на денежную компенсацию соблюдения условий о сохранении ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан. Абзацем 8 преамбулы определено, что нормы данного Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
Вместе с тем, частичный характер возмещения расходов за наем, отопление и освещение жилого помещения для квалифицированных работников социальной сферы, проживающих в сельской местности, установленный Законом Ивановской области, свидетельствует о снижении уровня социальной поддержки граждан и ухудшении их положения в связи с принятием Закона области.
Таким образом, часть 1 стати 1 Закона области противоречит пункту 5 статьи 55 Федерального закона от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", статье 32 Федерального закона от 29.04.1999 N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в РФ", преамбуле и пункту 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Поскольку судом допущено неправильное толкование закона о льготах и правах указанных лиц, проживающих и работающих в сельской местности, то вынесенное им решение по данному делу не может быть признано законным, в связи с чем подлежит отмене.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, то кассационная инстанция полагает возможным не передавая дела на новое рассмотрение принять новое решение об удовлетворении заявленного прокурором требования.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ивановского областного суда от 20.05.2005 по заявлению первого заместителя прокурора Ивановской области о признании частично недействующим Закона Ивановской области от 02.02.2005 N 29-ОЗ "О мерах социальной поддержки квалифицированных работников социальной сферы в сельской местности и поселках" - отменить.
Признать часть 1 статьи 1 Закона Ивановской области "О мерах социальной поддержки квалифицированных работников социальной сферы в сельской местности и поселках" от 2 февраля 2005 г. N 29-ОЗ в отношении работников образования, физической культуры и спорта - недействующей со дня принятия.
Председательствующий |
В.Н. Соловьев |
Судьи |
В.Б. Хаменков |
|
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2005 г. N 7-Г05-9
Текст определения официально опубликован не был