Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 7 августа 2007 г. N 69-О07-33
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Свиридова Ю.А.,
судей Хинкина В.С. и Яковлева В.К.,
рассмотрела в судебном заседании кассационные жалобы осужденного Шушакова С.О. и адвоката Калько А.И. на приговор суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 мая 2007 года, которым
Шушаков С.О.,
осужден к лишению свободы по ст. 105 ч. 2 п. "а" УК РФ на 15 лет, по ст. 167 ч. 2 УК РФ на 3 года 6 месяцев, а на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ на 18 лет в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Хинкина В.С, мнение прокурора Кравца Ю.Н. об оставлении приговора без изменения, судебная коллегия установила:
Шушаков признан виновным в умышленном причинении смерти двум лицам: К. и Н. и в умышленном уничтожении чужого имущества путем поджога с причинением значительного ущерба потерпевшей.
Преступление совершено 19 октября 2006 года в г. ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационных жалобах: осужденный Шушаков С.О. просит об отмене приговора с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе судей; утверждает, что преступление совершено в состоянии аффекта с превышением пределов необходимой обороны, и его действия не могли быть квалифицированы по ст. 105 ч. 2 п. "а" УК РФ; обращает внимание на то, что на одежде З. обнаружены следы крови, но судом этому не дано объяснения, считает, что проведенная экспертиза не выявила в достаточной степени его психического состояния, указывает на наличие тяжелой травмы головы, а также на применение к нему недозволенных методов со стороны работников милиции;
адвокат Калько А.И. просит об изменении приговора: переквалификации действий со ст. 105 ч. 2 п. "а" на ст. 108 ч. 1 УК РФ, указывая, что нападение потерпевшего К. было внезапным и при отражении нападения Шушаков превысил пределы необходимой обороны. Вину Шушакова в убийстве 2х лиц: К. и Н. сторона защиты считает недоказанной, так как кровь Н. обнаружена и на одежде З., о присутствии которого пояснял Шушаков.
В возражениях на кассационные жалобы государственный обвинитель Савинова Е.В. указывает на их необоснованность и просит оставить приговор без изменения.
Суд всесторонне и полно исследовал представленные сторонами обвинения и защиты доказательства и пришел к законному и обоснованному выводу о виновности Шушакова как в умышленном убийстве двух лиц, так и в умышленном уничтожении имущества путем поджога с причинением значительного ущерба потерпевшей.
Сам осужденный в судебном заседании не оспаривал своего нахождения в квартире потерпевших, взаимном употреблении спиртного, возникшей ссоры, в ходе которой он отразил нападение К. на него с ножом, и этим же ножом он ударил К., Н. ударов не наносил. Однако из исследованных судом явки с повинной, показаний в качестве подозреваемого и обвиняемого, а также при проверке показаний на месте Шушаков пояснял, что в ссоре Н. ударил его кулаком, и он нанес ответный удар, от которого Н. упал, а на него бросился К. Потом снова набросился Н. и укусил его за мизинец. Схватив со стола ножницы он нанес ими удар в шею Н., и тот сразу осел на пол. К. бросился на него с ножом, но он перехватил нож, потом выхватил его и нанес 2 удара в область груди. В этот момент снова его ударил Н. и он ему ударил ножом, сколько раз точно не помнит. Потом тела потерпевших оттащил в комнату, забросал одеждой, бумагой, шкафчиками, прикурил сигарету, бросил окурок на одежду, вышел из квартиры, закрыв дверь ключом, который выбросил в своем подъезде.
Эти показания осужденного обоснованно положены в подтверждение вины, поскольку они согласуются с другими исследованными доказательствами:
результатами осмотра места происшествия с обнаружением в квартире трупов дух мужчин с признаками насильственной смерти в виде колото-резаных ран со следами обугливания открытых участков тел со следами пожара в квартире: выгоревшими обоями, мебелью, следами закопчения, что зафиксировано на фототаблицах;
выводами проведенных по делу экспертиз судебно-медицинского исследования трупов о наличии колото-резаных ранений в том числе с повреждением внутренних органов, относящихся к тяжким опасным для жизни, повлекшим острую кровопотерю, явившуюся непосредственной причиной смерти,
экспертизы вещественных доказательств, установившей на одежде Шушакова кровь, происхождение которой от К. не исключается;
заключением специалиста, что причиной пожара явилось воздействие открытого источника зажигания на горизонтально горючую поверхность;
ключом от квартиры потерпевших, обнаруженном в подъезде ....
показаниями свидетеля З., подтвердившего о том, что днем 19 октября 2006 г. он встречался с Шушаковым, распивал с ним спиртное и когда возвращался домой, в подъезде ему был нанесен удар по голове бутылкой, и он был доставлен в больницу, где находился две недели;
картой вызова скорой помощи, подтверждающей, что к З. был совершен выезд по оказанию помощи и доставке в горбольницу ... по вызову, принятому в 16 час. 42 минуты.
Таким образом приведенные и другие доказательства опровергают доводы жалоб о причастности З. к событиям в квартире потерпевших.
Само по себе обнаружение на одежде З. пятен крови, которая может принадлежать К. и Н., исходя лишь из групповой принадлежности при отсутствии других объективных данных не может свидетельствовать о нахождении З. в указанной квартире и кроме того, кровь З. и К. одногруппна, что подтверждается выводами дополнительной экспертизы вещественных доказательств.
Доводы Шушакова о применении к нему недозволенных методов судом проверены и обоснованно отвергнуты, и как видно из материалов дела, после явки с повинной и задержания Шушакова ему были разъяснены все права, в том числе, право не свидетельствовать против себя, право на защиту, и дальнейшие следственные действия проведены при участии адвоката, и никаких заявлений ни от Шушакова, ни от его защитника не последовало.
Довод Шушакова о ненадлежащей психиатрической экспертизе в отношении него, о перенесенной им черепно-мозговой травме также являются несостоятельными, поскольку проведенная амбулаторная психолого-психиатрическая экспертиза соответствует предъявляемым требованиям. В ней содержится анамнез, в том числе данные о перенесенной в апреле 2005 года в результате дорожно-транспортного происшествия травме: ушиб головного мозга, субарахнаидальное, внутрижелудовочковое кровоизлияние, и другие данные о состоянии соматического, неврологического и психического статуса, и выводы экспертизы сомнения не вызывают.
Доводы жалоб о состоянии аффекта, о превышении пределов необходимой обороны при совершении убийства судом также исследованы и обоснованно отвергнуты, поскольку причиненный в результате множественных телесных повреждений тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, характер и локализация телесных повреждений, примененное орудие преступления, состояние тяжелой степени опьянения потерпевших, наличие у Шушакова телесных повреждений без причинения вреда здоровью, его действия после совершенного убийства по сокрытию следов преступления свидетельствуют о наличии прямого умысла на убийство потерпевших.
Действия осужденного квалифицированы правильно, и оснований для их переквалификации судебная коллегия не находит.
Назначенное Шушанову наказание соответствует требованиям ст.ст. 6, 60 УК РФ, является законным и справедливым, и оснований для его смягчения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ Судебная коллегия определила:
приговор суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 мая 2007 года в отношении Шушакова С.О. оставить без изменения, а кассационные жалобы Шушакова С.О. и адвоката Калько А.И. оставить без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Свиридов |
Судьи |
В.С. Хинкин |
|
В.К. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 7 августа 2007 г. N 69-О07-33
Текст определения официально опубликован не был