Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2009 г. N 69-О09-24
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председательствующего Журавлева В.А. судей Тонконоженко А.И. и Ситникова Ю.В.
При секретаре Прохоровой Е.А.
рассмотрела в судебном заседании кассационные жалобы осужденного Гришкина С.В., адвоката Беляевой А.В. на приговор суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 июня 2009 года, которым Гришкин С.В., осужден по п. "а" ч. 2 ст. 105 УК РФ на 14 (четырнадцать) лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Тонконоженко А.И., объяснения осужденного Гришкина С.В., поддержавшего жалобу, мнение прокурора Химченковой М.М., полагавшей приговор оставить без изменения, судебная коллегия установила:
Гришкин признан виновным в убийстве А. и К., совершенном 5 января 2009 года ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Гришкин просит об отмене приговора, переквалификации его действий на ст. 107 ч. 2 УК РФ, ссылаясь на то, что у него не было умысла на убийство потерпевшей, с которой у него были хорошие отношения. Суд не учел аморальное поведение потерпевшей, а также то, что К. его оскорблял, пытался ударить его. Считает, что данные ему характеристики являются необъективными.
В кассационной жалобе адвокат Беляева А.В. просит приговор в отношении Гришкина изменить, считая, что осужденному назначено чрезмерно суровое наказание, не в полной мере учтены смягчающие наказание обстоятельства. Показания потерпевшей Ч. судом исследованы с нарушением ст. 281 УПК РФ.
В возражениях на кассационную жалобу государственный обвинитель Воронцов Е.В. просит жалобы оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что судом дана правильная оценка доказательствам, действия осужденного квалифицированы правильно, а мера наказания назначена справедливая.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит приговор законным и обоснованным.
Вина Гришкина в убийстве двух лиц подтверждена не только уличающими показаниями самого осужденного, но и показаниями свидетелей, потерпевшей, протоколом осмотра места происшествия, заключениями экспертиз, другими исследованными в суде и приведенными в приговоре доказательствами, которым суд дал правильную оценку.
Доводы осужденного о том, что у него не было умысла на убийство потерпевших, являются несостоятельными.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом, убийство А. и К. осужденным было совершено в ходе ссоры на почве ревности, из личных неприязненных отношений.
Из показаний самого осужденного следует, что 4 января 2009 года он, К. и А. в течение дня распивали спиртные напитки у него дома. На следующий день они также продолжили распивать спиртное. В какой-то момент он вышел на улицу, а когда обратно зашёл в дом, то увидел, что К. и А. лежат вместе на полу на подушках от кресла. Его это взбесило, и между ним и К. произошла ссора, в ходе которой последняя ему сказала, чтобы он собирал вещи и уходил из дома. Разозлившись, он нанёс А. несколько ударов кулаком в область лица. Когда он вышел на веранду дома, увидел там колун. Поскольку он был зол на К. и приревновал её к А., вернулся обратно и нанёс лежащему на полу А. несколько ударов колуном в область головы. Затем нанёс удар колуном по голове К., которая сидела в кресле. После этого он пошёл домой к своей сестре В., которой рассказал, что убил А. и К. и попросил, чтобы она вызвала милицию.
Эти показания осужденного нашли свое подтверждение.
Свидетель В. показала, что 05 января 2009 года, она находилась дома. Около 12 часов к ней пришёл Гришкин, который находился в состоянии алкогольного опьянения и попросил вызвать милицию, сказав, что он убил А. и К., нанеся им удары колуном по голове.
О том, что Гришкин убил колуном А. и К. из ревности, подтвердили свидетели М., П.
Телесные повреждения в виде черепно-мозговой травмы были причинены обоим потерпевшим колуном, удары которым наносились в область головы, что также опровергает доводы осужденного и его адвоката об отсутствии у осужденного умысла на убийство.
Никаких признаков, подтверждающих наличие внезапно возникших обстоятельств, способных вызвать сильное душевное волнение у осужденного, по делу не установлено.
Сам осужденный и на следствии, и в суде подтверждал, что убийство он совершил из ревности.
По заключению судебно-психиатрической экспертизы Гришкин С.В. в отношении инкриминируемого ему деяния признан вменяемым, в момент совершения правонарушения Гришин не находился в состоянии физиологического аффекта.
При таких обстоятельствах правовая оценка содеянного Тришкиным судом дана правильно.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену или изменение приговора по делу не допущено.
При назначении наказания Гришину судом в полной мере учтены, как характер и степень общественной опасности совершённого преступления, так и данные о личности осужденного.
Судом учтены явка с повинной Гришкина, признание им своей вины, активное способствование раскрытию преступления, аморальность поведения потерпевших.
Назначенное наказание является справедливым и оснований для его снижения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
Приговор суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 июня 2009 года в отношении Гришкина С.В. оставить без изменения, кассационные жалобы осужденного Гришкина, адвоката Беляевой А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Журавлев В.А. |
Судьи |
Тонконоженко А.И. |
|
Ситников Ю.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2009 г. N 69-О09-24
Текст определения официально опубликован не был