Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2003 г. N 9-Г03-26
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н., судей Соловьева В.Н. и Хаменкова В.Б.
рассмотрела в судебном заседании от 10 декабря 2003 г. дело по заявлению Осипова А.А. о признании Закона Нижегородской области от 28.11.2002 г. N 71-З "О транспортном налоге" противоречащим федеральному законодательству по его кассационной жалобе на решение Нижегородского областного суда от 15.09.2003 г., которым в удовлетворении заявленного им требования было отказано.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Осипов А.А. обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании Закона Нижегородской области от 28.11.2002 г. N 71-З "О транспортном налоге" противоречащим федеральному законодательству, указывая, что транспортный налог и налоговые ставки были установлены ст.ст. 356, 361 главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации. Глава 28 внесена в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 24.07.2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации". Транспортный налог является новым налогом, а согласно п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления новых налогов вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
По мнению Осипова А.А. ст.ст. 356, 361 Налогового кодекса вступили в силу с 1 января 2003 г. и только с этого времени субъектам Российской Федерации было предоставлено право принять законы, устанавливающие дифференцированные налоговые ставки.
Таким образом Законодательное Собрание Нижегородской области на 28.11.2002 г. не было наделено полномочиями по принятию Закона области N 71-З "О транспортном налоге", если бы Законодательное Собрание области выполнило требование ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации и приняло указанный выше Закон после 01.01.2003 г., то такой Закон не противоречил бы действующему федеральному законодательству.
Представитель Законодательного Собрания Нижегородской области заявление Осипова А.А. не признал, полагая его надуманным и необоснованным.
Решением Нижегородского областного суда от 15.09.2003 г. в удовлетворении заявленного Осиповым А.А. требования отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить указанное решение суда, утверждая, что сделанные судом выводы ошибочны, так как основаны на неправильном понимании норм материального права, в частности положений налогового законодательства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Установлено, что Законодательным Собранием Нижегородской области 28.11.2002 г. постановлением N 297-III был принят Закон области "О транспортном налоге" N 71-З.
Проверяя утверждение Осипова А.А. об отсутствии у Законодательного Собрания области соответствующих полномочий, суд обоснованно признал его несостоятельным.
Судом также обоснованно указано, что принятый Закон не противоречит нормам действующего налогового законодательства.
С указанными выводами суда следует согласиться по следующим основаниям.
В силу п. 3 ст. 12 Налогового кодекса РФ региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим кодексом и законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим кодексом законами субъектов о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Именно обжалуемым Законом области указанный налог и был принят.
Судом правильно обращено внимание на то, что глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации введена в действие Федеральным законом от 24.07.2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Согласно ст. 21 указанного Федерального закона настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Официальное опубликование Закона было в "Собрании Законодательства Российской Федерации" 29.07.2002 г. N 30 ст. 3027; в газете "Российская газета", N 138-139, 30.07.2002 г.
Согласно п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Нельзя не согласиться с суждением суда о том, что поскольку транспортный налог является новым региональным налогом, то для введения его в действие с 1 января 2003 г., закон субъекта Российской Федерации должен был быть принят и официально опубликован до 1 декабря 2002 г.
В соответствии с этим Законодательным Собранием Нижегородской области 28.11.2002 г. был принят Закон Нижегородской области "О транспортном налоге" и 29 ноября 2002 г. опубликован в газете "Нижегородские Новости" N 223 (2377).
С учетом этого обстоятельства суд совершенно обоснованно в удовлетворении заявленного Осиповым А.А. требования отказал.
Доводы его кассационной жалобы не опровергают сделанные судом выводы, сводятся лишь к ошибочному пониманию и толкованию ряда положений действующего федерального законодательства.
С учетом изложенного вынесенное по данному делу решение Нижегородского областного суда от 15.09.2003 г. следует признать обоснованным и законным, в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Нижегородского областного суда от 15.09.2003 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Осипова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Лаврентьева М.Н. |
Судьи |
Соловьев В.Н. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2003 г. N 9-Г03-26
Текст определения официально опубликован не был