Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 декабря 2004 г. N 9-Г04-31
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н., судей Емышевой В.А., Хаменкова В.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Нижегородской области прокурора Нижегородской области о признании пункта 7 преамбулы, п. 3 раздела 3, таблиц 1, 3, 5-19 раздела 4 Областной целевой программы комплексного оснащения лечебно-профилактических учреждений медицинским оборудованием, техникой и инструментарием, ремонта медицинского оборудования на 2001-2005 г.г., утв. Постановлением Законодательного собрания Нижегородской области от 27.12.2001 г. N 461, противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия, по кассационной жалобе законодательного собрания Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 20.09.2004 года, которым заявление удовлетворено.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "преамбулы" имеется в виду "паспорта"
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей отменить решение суда и направить в тот же суд для определения подсудности. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Законодательного собрания Нижегородской области от 27.12.2001 г. N 461 утверждена Областная целевая программа комплексного оснащения лечебно-профилактических учреждений медицинским оборудованием, техникой и инструментарием, ремонта медицинского оборудования на 2001-2005 годы.
Целью данной Программы является обновление медицинского оборудования, эксплуатируемого в лечебно-профилактических учреждениях Нижегородской области и г. Нижнего Новгорода, а также внедрение новых медицинских технологий, направленных на улучшение оказания медицинской помощи населению в соответствии со стандартами лечения, и укрепления материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений.
В соответствии с абз. 7 преамбулы "Объемы и источники финансирования", абз. 3 раздела 3 "Ресурсное обеспечение программы", абз. 4 раздела 4 "Источники финансирования программы по годам", разделом "Объемы финансирования за счет средств ТФОМС", разделами "Медицинское оборудование для областных ЛПУ 2001", "Медицинское оборудование для ЛПУ г. Н. Новгорода 2001", "Медицинское оборудование для ЛПУ районов Нижегородской области 2002 год", "Медицинское оборудование для областных ЛПУ 2002 год", "Медицинское оборудование для ЛПУ г. Н. Новгорода 2002 год", "Медицинское оборудование для областных ЛПУ 2003 год", "Медицинское оборудование для ЛПУ г. Н. Новгорода 2003 год", "Медицинское оборудование для ЛПУ районов Нижегородской области 2003 год", "Медицинское оборудование для ЛПУ районов Нижегородской области 2004 год", "Медицинское оборудование для областных ЛПУ 2004 год", "Медицинское оборудование для ЛПТУ г. Н. Новгорода 2004 год", "Медицинское оборудование для ЛПУ районов Нижегородской области 2005 год", "Медицинское оборудование для областных ЛПУ 2005 год", "Медицинское оборудование для ЛПУ г. Н. Новгорода 2005 год", "Текущий ремонт медицинского оборудования" указанной областной целевой программы объемы и источники финансирования составляют расходы Территориального фонда обязательного медицинского страхования: в 2003 году - 76 002 390 руб., в 2004 году - 116 396 129 рублей, в 2005 году - 33 158 150 рублей.
Согласно раздела 4 программы средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области расходуются на текущий ремонт медицинского оборудования, приобретение медицинского оборудования для лечебных учреждений.
Постановление Законодательного собрания Нижегородской области от 27.12.2001 г. N 461, которым утверждена Областная целевая программа комплексного оснащения лечебно-профилактических учреждений медицинским оборудованием, техникой и инструментарием, ремонта медицинского оборудования на 2001-2005 годы не опубликовано в установленном порядке.
Прокурор Нижегородской области обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия пункта 7 преамбулы, п. 3 раздела 3, таблиц 1, 3, 5-19 раздела 4 указанной областной целевой программы в части установления финансирования программы за счет средств ТФ ОМС Нижегородской области, по тем основаниям, что расходование средств обязательного медицинского страхования на мероприятия по закупке и ремонту медицинского оборудования, техники и инструментария лечебно-профилактических учреждений, противоречит федеральному законодательству, реализация целевых программ должна финансироваться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Решением Нижегородского областного суда от 20.09.2004 г. признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия: пункт 7 "Объемы и источники финансирования", абзац 3 раздела 3 "Ресурсное обеспечение программы", абзац 4 "Источники финансирования программы по годам", раздел "Объемы финансирования за счет средств ТФОМС", разделы "Медицинское оборудование для областных ЛПУ 2001", "Медицинское оборудование для ЛПУ г. Н. Новгорода 2001", "Медицинское оборудование для ЛПУ районов Нижегородской области 2002 год", "Медицинское оборудование для областных ЛПУ 2002 год", "Медицинское оборудование для ЛПУ г. Н. Новгорода 2002 год", "Медицинское оборудование для областных ЛПУ 2003 год", "Медицинское оборудование для ЛПУ г. Н. Новгорода 2003 год", "Медицинское оборудование для ЛПУ районов Нижегородской области 2003 год", "Медицинское оборудование для ЛПУ районов Нижегородской области 2004 год", "Медицинское оборудование для областных ЛПУ 2004 год", "Медицинское оборудование для ЛПТУ г. Н. Новгорода 2004 год", "Медицинское оборудование для ЛПУ районов Нижегородской области 2005 год", "Медицинское оборудование для областных ЛПУ 2005 год", "Медицинское оборудование для ЛПУ г. Н. Новгорода 2005 год", "Текущий ремонт медицинского оборудования" Областной целевой программы комплексного оснащения лечебно-профилактических учреждений медицинским оборудованием, техникой и инструментарием, ремонта медицинского оборудования на 2001-2005 годы, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 27.12.2001 N 461.
Законодательное собрание Нижегородской области подало кассационную жалобу, в которой просит отменить решение суда по тем основаниям, что решение суда необоснованно, полагает, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что решение суда подлежит отмене.
В соответствии со ст. 26 ч. 1 п. 2 ГПК РФ областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актов органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Обязательным условием признания принятого нормативного правового акта таковым и допустимости оспаривания его по правилам главы 24 ГПК РФ является официальное опубликование этого акта.
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемый правовой акт не был опубликован в установленном законом порядке и, следовательно, оспариваемый акт не может признаваться нормативным актом, и не может оспариваться по правилам главы 24 ГПК РФ в областном суде, а должен оспариваться как ненормативный акт в порядке главы 25 ГПК РФ в районном суде.
Суд первой инстанции правильно признал оспариваемый правовой акт нормативным. Однако сделал ошибочный вывод о том, что этот акт принят в установленном порядке, управомоченным на то органом, и не подлежит опубликованию, поскольку не затрагивает права свободы и обязанности человека и гражданина.
Согласно пп. "г" п. 2 ст. 5 ФЗ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законом субъекта Российской Федерации утверждаются программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Пункт 9 ст. 28 Устава Нижегородской области к ведению Законодательного Собрания относит утверждение программ социально-экономического развития области, которые утверждаются законом области (ст. 32 Устава). В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
Таким образом, Нижегородским областным судом принято к производству и рассмотрено гражданское дело, не относящееся к подсудности областного суда.
Кроме того, в нарушение ст. 198 ГПК РФ резолютивная часть решения суда не соответствуют выводам суда в мотивировочной части решения. Так, из теста решения следует, что суд признал противоречащими федеральному закону отдельные положения оспариваемого акта в части установления финансирования программы за счет средств ТФОМС Нижегородской области, а в резолютивной части решения оспариваемые пункты программы признаны недействующими в полном объеме.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
Решение Нижегородского областного суда от 20.09.2004 года отменить и возвратить дело в тот же суд для решения вопроса о направлении его по подсудности.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Емышева В.А. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 декабря 2004 г. N 9-Г04-31
Текст определения официально опубликован не был