Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 марта 2008 г. N 70-Г08-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего В.Б. Хаменкова
судей В.П. Меркулова и Л.В. Борисовой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа о признании недействующим нормативного правового акта в части
по кассационному представлению прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа
на решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 декабря 2007 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., возражения представителей администрации Ямало-Ненецкого автономного округа Шегловой Н.В. и Юдиной Н.Е. на кассационное представление, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Селяниной Н.Я. об отмене решения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в суд с заявлением о признании недействующей части 1 раздела 7 Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории округа, бесплатной медицинской помощи на 2007 год, утвержденной постановлением Администрации ЯНАО от 23 апреля 2007 года N 204-А, в части установления норматива объема медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах всех типов, в размере 0,158 пациенто-дней, в том числе в рамках Территориальной программы - 0,127 пациенто-дней, ссылаясь на то, что установленные нормативы объемов медицинской помощи ниже аналогичных нормативов, предусмотренных в 4 разделе программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 г., утвержденной постановлением Правительства РФ N 885 от 30 декабря 2006 года, которые составляют 0,577 пациенто-дней, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,479 пациенто-дней. Администрация ЯНАО превысила полномочия, установив нормативы объемов медицинской помощи ниже требуемых федеральным законодательством, и ограничивает закрепленные ст. 41 Конституции РФ права граждан, проживающих на территории округа, на необходимую медицинскую помощь.
Решением Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 декабря 2007 года постановлено: Прокурору Ямало-Ненецкого автономного округа в удовлетворении требований о признании недействующей части 1 раздела 7 Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории округа, бесплатной медицинской помощи на 2007 год, утвержденной постановлением Администрации ЯНАО от 23 апреля 2007 года N 204-А, в части установления норматива объема медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах всех типов, в размере 0,158 пациенто-дней, в том числе в рамках Территориальной программы - 0,127 пациенто-дней - отказать.
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд сослался на то, что при принятии территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, субъект РФ вправе корректировать объёмы предоставления гражданам медицинской помощи в меньше, чем это предусмотрено Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год.
Подобный вывод суда основан на ошибочном толковании и применением норм материального права.
В соответствии с разделом 1 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год, утверждённой постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 года N 885, программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год определяет виды и объёмы медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации бесплатно.
На основе данной программы органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Территориальные программы могут предусматривать предоставление дополнительных объёмов медицинской помощи за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Нормами ст. 22 ФЗ "О медицинском страховании граждан РФ" от 28 июня 1991 г. N 1499-1 установлено, что объем и условия оказания медицинской помощи, предусмотренные территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.
Гарантии, установленные вышеназванной нормой, дополняются ст. 20.1 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан", ч. 5 которой предусмотрено, что территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи.
Правовых коллизий между нормами ст. 22 ФЗ "О медицинском страховании граждан РФ" и ст. 20.1 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" не имеется.
Анализ указанных правовых норм свидетельствует о том, что изменение нормативов оказания гражданам медицинской помощи возможно лишь в сторону их увеличения по сравнению с такого рода нормативами, установленными на федеральном уровне.
Ссылка суда на Федеральную программу на 2008 год, утверждённую постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 года N 286, является необоснованной, поскольку объем медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, как и прежде, определен исходя из установленного коэффициента, а не из среднего норматива пациенте-дня.
Таким образом, установив нормативы объёмов медицинской помощи ниже требуемых федеральным законодательством, администрация ЯНАО превысила предоставленные законом полномочия, ограничив права граждан на необходимую медицинскую помощь.
На момент кассационного рассмотрения дела оспариваемые нормы постановления Администрации автономного округа от 23.04.2007 года N 204-А утратили силу, так как Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам РФ, проживающим в Ямало-Ненецком автономном округе, была принята на 2007 год.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, а производство по делу на основании ст. 220 ГПК РФ - прекращению, поскольку предметом судебного обжалования могут быть только те правовые акты, которые на момент рассмотрения дела являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 декабря 2007 года отменить.
Производство по делу по заявлению прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа о признании недействующей части 1 раздела 7 Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории округа, бесплатной медицинской помощи на 2007 год, утвержденной постановлением Администрации ЯНАО от 23 апреля 2007 года N 204-А, в части установления норматива объема медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах всех типов, в размере 0,158 пациенто-дней, в том числе в рамках Территориальной программы - 0,127 пациенто-дней прекратить.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 марта 2008 г. N 70-Г08-3
Текст определения официально опубликован не был