Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 июля 2007 г. N 71-Г07-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Еременко Т.Н.,
судей Калининой Л.А., Меркулова В.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Совета депутатов муниципального образования "Гвардейский район" об отмене решения Калининградского областного суда от 30 марта 2007 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании недействующими отдельных положений Закона Калининградской области от 11 июля 2005 года "Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Губернатора Калининградской области - Дьячковой Н.В., представителя Калининградской областной Думы - Кузнецова A.B., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Совет депутатов, глава администрации муниципального образования "Гвардейский район" обратились в суд с заявлениями о признании недействующими пункта 4 статьи 2, пункта 3 статьи 4 Закона Калининградской области от 11 июля 2005 года "Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области", нормами которых предусмотрено, что меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги работникам организаций, финансируемых за счет средств муниципальных бюджетов, устанавливаются органами местного самоуправления, а расходы на установление этих мер осуществляются за счет средств муниципальных бюджетов и учитываются в межбюджетных отношениях при формировании областного бюджета на очередной финансовый год в размерах, не превышающих размеры, установленные статьей 3 настоящего Закона.
В обоснование заявления сослались на противоречие федеральному законодательству об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, в нарушение требований которого органы местного самоуправления наделены законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями без их финансового обеспечения.
В судебном заседании глава муниципального образования "Гвардейский район" отказался от заявленных требований.
Калининградская областная Дума, Правительство Калининградской области и Губернатор Калининградской области с заявленными требованиями не согласились.
Решением Калининградского областного суда от 30 марта 2007 года заявление Совета депутатов муниципального образования "Гвардейский район" оставлено без удовлетворения.
Принимая решение о соответствии оспариваемых положений федеральному законодательству, суд первой инстанции исходил из того, что права органов местного самоуправления законом не нарушаются, фактически речь в заявлении ведется о финансовых претензиях к органам государственной власти Калининградской области со стороны органов местного самоуправления.
В кассационной жалобе заместитель председателя Совета депутатов муниципального образования "Гвардейский район" просит решение отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, вынести новое решение. Суть доводов сводится к воспроизведению первоначального заявления.
Относительно кассационной жалобы Калининградской областной Думой Правительством Калининградской области поданы возражения.
Изучив и обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской приходит к следующему.
Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями возникает, когда законодательные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают закон, исполнение которого непосредственно накладывает дополнительные финансовые обязательства на местные бюджеты, для исполнения переданных органам местного самоуправления государственных полномочий субъект Российской Федерации должен обеспечить и предоставление местным бюджетам субвенций в объеме, установленном региональным Законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год, при этом размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения, что прямо вытекает из смысла и содержания пункта 6 статьи 26.2 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также статьи 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", на который ссылается в решении суд первой инстанции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункта 6 статьи 26.2 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имеется в виду "статьи 26.2 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
По смыслу оспариваемых норм в их взаимосвязи с другими нормами Закона Калининградской области, предмет их правового регулирования составляют общественные отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям граждан (социальным работникам, врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием организаций системы здравоохранения и социального обслуживания, педагогическим работникам образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания, специалистам Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, работникам культуры и специалистам физической культуры и спорта системы здравоохранения и социального обслуживания проживающим в сельской местности и поселках городского типа Калининградской области) и финансируемых как из бюджета Калининградской области, так и бюджетов местного самоуправления, в то время как непосредственное исполнение этого Закона передается органам местного самоуправления.
Между тем, норм, определяющих механизм компенсации возможного увеличения расходов местных бюджетов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги для работников муниципальных учреждений, обеспечение финансирования которых, в соответствии с требованиями Федерального закона N 122 от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации", отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Кроме того, не содержится в оспариваемых положениях и норм направленных на разграничение источников финансирования в зависимости от поименованных в Законе Калининградской области категорий граждан, что дает основание для неоднозначного толкования оспариваемых положений.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о соответствии федеральному законодательству оспариваемых норм, является неправильным, а поэтому, решение об отказе в удовлетворении заявления Совету депутатов муниципального образования "Гвардейский район" подлежит отмене с вынесением нового решения, удовлетворяющего требования заявителей.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (часть 2 статьи 253 ГПК РФ).
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 253, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Калининградского областного суда от 30 марта 2007 года отменить, вынести новое решение, которым признать недействующим с момента вступления решения в законную силу пункт 4 статьи 2 и пункт 3 статьи 4 Закона Калининградской области от 11 июля 2005 года N 631 "Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области".
Председательствующий |
Еременко Т.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 июля 2007 г. N 71-Г07-13
Текст определения официально опубликован не был