Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 февраля 2005 г. N 72-Г04-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.,
судей Емышевой В.А., Маслова A.M.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Читинской области о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 1 Закона Читинской области N 74-31 ТО от 26 мая 1999 года "О нормах возмещения суточных" (в редакции Закона Читинской области N 542-ЗЧО от 17 марта 2004 года)
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона Читинской области следует читать как "N 174-ЗЧО"
по кассационному представлению И.О. прокурора Читинской области на решение Читинского областного суда от 19.11.2004 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А., объяснения представителя Администрации Читинской области Лобач О.П., представителя Читинской областной Думы Денисюк К.А., возражавших против удовлетворения кассационного представления, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение отменить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации установила:
статьей 1 Закона Читинской области "О нормах возмещения суточных" от 26 мая 1999 года N 174-ЗЧО (в редакции Закона N 542-ЗЧО от 17 марта 2004 года) для работников органов государственной власти, финансируемых из областного бюджета полностью или частично, выбывающих в служебные командировки за каждый день пребывания в командировке установлена оплата суточных - 100 руб. в пределах области, а за пределами области - 200 рублей. Закон N 542-ЗЧО от 17 марта 2004 года опубликован в издании "Забайкальский рабочий", N 53, 07.04.2004, введен в действие с 01.01.2004 года (ст. 2 Закона)
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующей, противоречащей федеральному закону ст. 1 Закона в части установления суточных для названных лиц при пребывании в командировке за пределами области в размере 200 рублей, поскольку данный размер превышает размер суточных для государственных служащих, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 года N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" - 100 рублей за каждый день командировки вне зависимости от дальности расстояния, тем самым ставит государственных служащих субъекта РФ в лучшие условия по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений, что противоречит ч. 2 ст. 134 БК РФ.
Представители Читинской областной Думы Денисюк К.А. и Мусихин И.В., представители Администрации Читинской области Лобач О.П. и Карелина Е.А. возражали против заявленных требований.
Решением Читинского областного суда от 19 ноября 2004 года в удовлетворении заявления прокурора области отказано.
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд исходил из того, что Читинская область не относится к субъектам, получающим финансовую помощь на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, в связи, с чем ограничения, установленные ч. 2 ст. 134 БК РФ, на нее не распространяются.
Вывод суда основан на неправильном толковании норм материального права.
Согласно ст. 133 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта) оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации может быть осуществлено в следующих формах:
предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; предоставления субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;
предоставления бюджетных кредитов;
предоставления бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации.
Статьей 42 ФЗ от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" утвержден объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2004 год в сумме 175 810 866,0 тыс. рублей, из них: дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации - в сумме 165 135 868,0 тыс. рублей, утверждено распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в 2004 году согласно приложению N 13 к настоящему Федеральному закону. Читинской области выделены средства в размере 4 591 324,0 рублей.
Статьей 43 указанного Закона предписано обеспечить в 2004 году кассовое обслуживание органами федерального казначейства исполнения бюджетов высокодотационных субъектов Российской Федерации, по перечню согласно приложению 37 к настоящему Федеральному закону. Приложением N 37 Читинская область отнесена к высокодотационным субъектам РФ.
В силу ч. 1 ст. 134 Бюджетного кодекса РФ финансовая помощь из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджету субъекта Российской Федерации предоставляется при условии подписания соглашения об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации через Федеральное казначейство Российской Федерации.
Статьей 168 Бюджетного кодекса РФ органам исполнительной власти Российской Федерации предоставлено вправо осуществлять исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов через Федеральное казначейство на основании соглашений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 134, пунктом 2 статьи 142, статьей 168 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 14 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" Приказом Минфина от 19 апреля 2000 г. N 46н утверждены Правила кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов российской федерации и местных бюджетов территориальными органами федерального казначейства, согласно которым органы федерального казначейства осуществляют кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе заключенных соглашений о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта РФ с органом исполнительной власти субъекта РФ либо органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных данным соглашением.
На основании и во исполнение приведенных выше нормативных актов 25 марта 2004 г. между Администрацией Читинской области и Управлением Федерального Казначейства Министерства Финансов по Читинской области заключено такое Соглашение о кассовом обслуживании исполнения бюджета.
С учетом изложенного доводы суда о том, что заключенное 25 марта 2004 г. Соглашение о кассовом обслуживании исполнения бюджета не является соглашением об исполнении бюджета в смысле ч. 1 ст. 134 Бюджетного кодекса РФ, являются необоснованными.
И, кроме того, заключение соглашения является одним из условий предоставления финансовой помощи субъекту РФ, в данном случае имеет значение то, что Читинской области в 2004 году такая помощь была предоставлена, что установлено судом и никем не оспаривается.
Вывод суда о том, что финансовую помощь, выделенную Читинской области в 2004 г. из федерального бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности нельзя отнести к финансовой помощи на 3выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, является ошибочным.
Согласно ст. 6 БК РФ минимальная бюджетная обеспеченность - это минимально-допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти на душу населения за счет средств бюджета.
В соответствии со ст. 135 БК РФ финансовая помощь на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты. Перечень, виды и количественные значения минимальных государственных социальных стандартов устанавливаются федеральным законом и определяются возможностями консолидированного бюджета Российской Федерации. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется федеральным законом.
Статьей 4 ФЗ "О введение в действие Бюджетного Кодекса Российской Федерации" установлено, что до принятия соответствующего Закона порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год. Анализ положений ФЗ "О федеральном бюджете Российской Федерации на 2004 год" свидетельствует о том, что Читинской области предоставлены дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, что предусмотрено ст. 133, ч. 1 ст. 134 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 134 БК РФ субъект Российской Федерации получатель финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности не имеет права ставить государственных служащих, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в лучшие условия (оплата труда, командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений (с учетом региональных коэффициентов заработной платы).
Названные правила являются нормами прямого действия и в соответствии со ст. 3 БК РФ к рассмотренному судом делу имеют непосредственное отношение.
Работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета расходы на оплату суточных определены Постановлением Правительства Российской Федерации N 729 от 2 октября 2002 года "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" в размере 100 рублей за каждый день командировки.
Таким образом, ст. 1 Закона в части установления суточных для названных лиц при пребывании в командировке за пределами области в размере 200 рублей, превышающем размер суточных для государственных служащих, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 года N 729, ставит государственных служащих субъекта РФ в лучшие условия по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений, чего получатель финансовой помощи из федерального бюджета в силу ч. 2 ст. 134 БК РФ (в ред. Федерального закона от 05.08.2000 N 116-ФЗ) не имеет права делать.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявления прокурора Читинской области.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 193, 199, 360 ГПК Российской Федерации, определила:
решение Читинского областного суда от 19.11.2004 г. отменить.
Принять новое решение, которым удовлетворить заявление Прокурора Читинской области.
Признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 1 Закона Читинской области N 74-ЗЧО от 26 мая 1999 года "О нормах возмещения суточных" (в редакции Закона Читинской области N 542-ЗЧО от 17 марта 2004 года) в части установления оплаты суточных в размере 200 рублей для работников органов государственной власти области, пребывающих в служебной командировке за пределами области, противоречащей федеральному законодательству недействующей со дня вступления решения в законную силу.
Председательствующий |
Лаврентьев М.Н., |
Судьи |
Емышев В.А. |
|
Маслов A.M. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 февраля 2005 г. N 72-Г04-13
Текст определения официально опубликован не был