Решение Верховного Суда РФ от 8 июня 2005 г. N ВКПИ05-9
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации полковника юстиции Калиниченко Ю.А.,
при секретаре Старкове Д.М.,
с участием представителя ответчика-Министра обороны Российской Федерации полковника юстиции Греджева В.А., военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части ... капитана Дубровского А.Г. о признании недействующими п/пункта "б" пункта первого и третьего абзаца пункта второго Примечания к Перечню воинских должностей, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, утвержденному Приказом Министра обороны Российской Федерации N 042 от 01.08.2003 г. (Приложение N 1), установила:
Дубровский А.Г. обратился в Верховный Суд с заявлением, в котором указывает, что до августа 2003 года ему на основании п. 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и приказа МО РФ N 025 от 5 февраля 1994 г. выплачивалась ежемесячная надбавка за особые условия военной службы как офицеру, занятому техническим обслуживанием и ремонтом самолетов.
В связи с изданием оспариваемого нормативного правового акта, на основании абзаца третьего пункта второго Примечания к Перечню, утвержденному приказом МО РФ от 1 августа 2003 г. N 042 (Приложение N 1), выплата надбавки прекращена, так как войсковая часть ... не включена в список воинских частей, указанных в п/пункте "б" пункта первого Примечания.
Обосновывая свою позицию Дубровский указывает, что занимает должность согласно Перечню, исполняет обязанности по техническому обслуживанию и ремонту самолетов, имеет авиационную квалификацию "мастер", однако надбавку за особые условия военной службы не получает.
Заявитель полагает, что оспариваемые им положения приказа МО РФ противоречат нормам Конституции РФ о праве человека на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, равенстве прав и свобод человека и гражданина, а также п. 1 ст. 3 и п. 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку для военнослужащих законом установлена единая система правовой и социальной защиты, а дополнительные выплаты должны производиться с учетом сложности, объема и важности выполняемых военнослужащими задач и не зависеть от определяемого МО РФ перечня воинских частей и подразделений.
Заявитель Дубровский А.Г. в судебном заседании свои требования поддержал и пояснил, что наличие в Примечании к Приложению N 2 приказа МО РФ N 042 от 1 августа 2003 года п/пункта "б", содержащего указание о перечне воинских частей и подразделений, противоречит последнему предложению пункта 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Вследствие этого данный подпункт и производный от него абзац третий пункта второго из Примечания к Приложению N 2 должны быть исключены.
Представитель Министра обороны РФ Греджев В.А. возражал против удовлетворения требований Дубровского А.Г., указав, что нормы оспариваемого приказа МО РФ соответствуют положениям действующего Постановления Совета Министров СССР N 1146-151 от 16 ноября 1990 года, а также Федеральному закону "О статусе военнослужащих", позволяющих Министру обороны РФ устанавливать надбавки и дополнительные выплаты (в пределах выделенных ассигнований) в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач. Само по себе не включение в Перечень частей и подразделений воинской части, в которой проходит военную службу заявитель Дубровский, не может свидетельствовать о незаконности обжалуемого приказа МО РФ и его противоречия приведенным выше нормативно-правовым актам. В случае уверенности заявителя в том, что по интенсивности и важности выполняет специальные задачи в войсковой части ... аналогичные для его военно-учетной специальности и должности в авиационном полку, он вправе требовать оспариваемой выплаты установленным порядком.
Выслушав Дубровского А.Г., представителя Министра обороны РФ Греджева В.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры Багателия В.И., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года кроме выплат, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а в пределах выделенных ассигнований министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцировано в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
6 ноября 1992 года Министром обороны РФ издан приказ N 060 "О размерах и порядке выплаты военнослужащим добавочных видов денежного довольствия", которым утверждена Инструкция о порядке и размерах выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации надбавок за особые условия службы (кроме надбавок за особые условия службы на кораблях и судах).
Данной Инструкцией (абзац 5 п/пункт "а" п. 1) лицам офицерского состава, прапорщикам, военнослужащим сверхсрочной и срочной службы установлена ежемесячная надбавка за особые условия службы в следующих размерах:
10 процентов должностного оклада - лицам офицерского состава, прапорщикам, военнослужащим сверхсрочной службы и 40 процентов должностного оклада - военнослужащим срочной службы, проходящим службу в авиационных воинских частях на поименованных в утверждаемых Министром обороны Российской Федерации перечнях должностях наземных авиационных специалистов, обеспечивающих безопасность полетов самолетов и вертолетов.
Перечень воинских должностей, замещаемых офицерами - наземными авиационными специалистами, обеспечивающими безопасность полетов самолетов, вертолетов и экранопланов, по которым выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере 10 процентов оклада по воинской должности, первоначально был утвержден приказом МО РФ N 025 от 5 февраля 1994 года (Приложение N 3).
На основании приказа МО РФ N 306 от 31 августа 2003 г. указанный приказ с 26.08.2003 года был отменен, а вместо него издан нормативный правовой акт (приказ N 042), зарегистрированный в МЮ РФ 13 августа 2003 г. за N 4969.
По объяснениям представителя МО РФ необходимость уточнения Перечня должностей вызвана организационными изменениями в структуре Вооруженных сил РФ, который был надлежащим образом согласован с Главным командованием Военно-воздушных сил.
В п/пунктах "а", "б" и "в" пункта 1 примечания к указанному Перечню (Приложение 1) установлены условия выплаты указанной надбавки.
В частности, п/пунктом "а" определено, что выплата надбавки производится при условии, если предусмотренные в штате воинской части по занимаемой военнослужащим воинской должности номер военно-учетной специальности и код воинской должности (шесть цифр) совпадают с номером военно-учетной специальности и кодом воинской должности, указанными в настоящем Перечне.
П/пунктом "б" установлено, что надбавка выплачивается, если воинские должности, перечисленные в настоящем Перечне, содержатся в поименованных подразделениях, воинских частях и других организациях (учреждениях).
В указанном п/пункте перечислены как конкретные наименования авиационных воинских частей, подразделений и организаций, так и их виды и категории, существующие в Вооруженных Силах РФ.
Обязательным условием, нашедшем отражение в п/пункте "в" пункта первого Примечания, является также фактическое выполнение военнослужащими обязанностей по обеспечению безопасности полетов самолетов и вертолетов, либо обязанностей, связанных с их техническим обслуживанием и ремонтом.
Вторым пунктом Примечания к Перечню установлено, что надбавка за особые условия военной службы не выплачивается авиационным специалистам, занимающим воинские должности в воинских частях и подразделениях, не указанных в примечании 1 к настоящему Перечню.
Анализ приведенных положений нормативных правовых актов позволяет прийти к следующим выводам.
Оспариваемые заявителем нормы приказа МО РФ N 042 от 1 августа 2003 года полностью соответствуют положениям изложенного выше п. 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым Министр обороны РФ обладает полномочиями не только устанавливать дополнительные выплаты, не предусмотренные федеральным законом, но и определять порядок и условия их начисления.
Именно в силу данных полномочий Министр обороны в обжалуемом приказе поставил выплату надбавки в зависимость от важности выполнения военнослужащими своих должностных обязанностей по обеспечению безопасности полетов самолетов и вертолетов, а также их техническому обслуживанию и ремонту определенными авиационными воинскими формированиями.
Равным образом, не противоречит закону и указание, запрещающее выплату надбавки авиационным специалистам, проходящим службу в тех частях и подразделениях, которые таких задач не выполняют.
Кроме того, оценка важности выполнения задач определенными воинскими формированиями или категориями военнослужащих, и, соответственно, включение их в соответствующие перечни, входит в исключительную компетенцию Министра обороны РФ, который в силу подпункта 14 пункта 3 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, координирует строительство и применение войск, воинских формирований и органов в интересах обороны государства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 14 пункта 7 Положения
Таким образом, оспариваемый приказ МО РФ по указанным в заявлении Дубровского А.Г. основаниям законодательству Российской Федерации не противоречит.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ, решила:
Дубровскому А.Г. в удовлетворении заявления о признании недействующими п/пункта "б" пункта первого и третьего абзаца пункта второго Примечания к Перечню воинских должностей, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, утвержденному Приказом Министра обороны Российской Федерации N 042 от 01.08.2003 г.(Приложение N 1), отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: |
Ю.А. Калиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 8 июня 2005 г. N ВКПИ05-9
Текст решения официально опубликован не был