Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2004 г. N 74-Г03-24
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н., судей Пирожкова В.Н., Маслова А.М.
рассмотрела в судебном заседании от 4 февраля 2004 г. дело по кассационному представлению прокурора Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2003 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., объяснения представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Иванова П.В., возражавшего против кассационного представления прокурора, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Селяниной Н.Я., полагавшей отменить решение, Судебная коллегия установила:
прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании недействующими ч. 2 ст. 1, ч. 1 и 2 ст. 2, ч. 2 ст. 3, п. "а" ч. 1 и 2 ст. 5, абзацев 1 и 2 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 и ст. 6 (в части) Закона Республики Саха (Якутия) от 5 марта 2002 г. "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите".
В обоснование заявленного требования прокурор ссылался на то, что положения оспариваемого закона, устанавливающие более широкий перечень лиц, особо нуждающихся в социальной защите, а также предусматривающие, что в случае не выполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу лиц, особо нуждающихся в социальной защите, работодатели вносят плату в соответствующий бюджет улуса или города и создание рабочих мест для трудоустройства указанных лиц за счет средств работодателя противоречат федеральному законодательству.
Указанным решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) заявление прокурора удовлетворено частично.
В кассационном представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения и вынесении нового решения в части, в которой суд отказал в удовлетворении заявления.
Судебная коллегия полагает, что решение подлежит отмене в части.
Как следует из оспариваемого закона, им регулируются правовые, экономические и организационные основы содействия занятости определенных категорий граждан, которые особо нуждаются в социальной защите.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации "О занятости населения Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о занятости населения состоит, в частности, из принятых в соответствии с федеральными законами, регулирующими отношения в сфере занятости населения, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Следовательно, законы субъектов Российской Федерации, принятые ими по вопросам занятости населения, входят в законодательство Российской Федерации о занятости населения и согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.
Между тем, отдельные положения оспариваемого Закона Республики Саха (Якутия) "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите" противоречат Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации".
Так, по сравнению с федеральным законом в законе Республики Саха (Якутия) значительно расширен перечень лиц, особо нуждающихся в социальной защите (ч. 1 и 2 ст. 2) и, в отношении которых установлены квоты для приема на работу.
Тогда как в соответствии с законом "О занятости населения в Российской Федерации" квоты для приема на работу могут устанавливаться только для инвалидов, а также для организации временного трудоустройства несовершеннолетних от 14 до 18 лет в свободное от учебы время (п. 1 ст. 13). Кроме того, квота для приема на работу инвалидов устанавливается также в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (п. 2 ст. 13).
С учетом этого, нельзя согласиться с выводом суда о том, что субъект Российской Федерации вправе расширить своим нормативным правовым актом перечень лиц, особо нуждающихся в социальной защите.
Как нельзя согласиться и с тем, что суд, в подтверждение своих выводов ссылается на ст.6 Трудового кодекса, предусматривающую возможность установления более высокого уровня трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленными федеральными законами, поскольку указанная норма касается установления таких прав и гарантий в сфере трудовых отношений. Отношения, которые регулируются оспариваемым законом Республики Саха (Якутия) относятся к отношениям занятости населения.
При таких обстоятельствах, ч. 1 и 2 ст. 2 Закона Республики Саха (Якутия) "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите", устанавливающие перечни лиц, для которых вводится квотирование (кроме инвалидов и несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 18 лет для организации их временного трудоустройства в свободное от учебы время), противоречат Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации".
Конституция Российской Федерации гарантирует свободу экономической деятельности, признание и защиту равным образом любых форм собственности в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации (статья 8). Указанные права предполагают наличие у работодателя ряда конкретных правомочий, позволяющих ему в целях осуществления экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, в том числе создание рабочих мест, подбор кадров и т.д.
Устанавливаемые ограничения противоречили бы положениям статья 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми защита прав и свобод одних не должна приводить к отрицанию или умалению прав и свобод других.
Статьей 6 оспариваемого закона предусмотрено, что рабочие места для трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, создаются за счет средств работодателя. Таким образом, указанной нормой ограничены права работодателей в свободном использовании своего имущества, создании необходимых ему рабочих мест, в вопросах подбора кадров и т.д.
Согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права могут быть ограничены федеральным законом и только в случаях установленных этой нормой.
Следовательно, указанные права работодателя не могут быть ограничены правовым актом субъекта Российской Федерации и поэтому ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите" обязывающая создавать работодателя рабочие места для трудоустройства указанных лиц за счет собственных средств, не может быть признана законной.
Судебная коллегия полагает, что решение в части отказа в удовлетворении заявления прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ч. 1 и 2 ст. 2 (за исключением указанных в них инвалидов), а также ст. 6 (в части создания рабочих мест за счет средств работодателя) подлежит отмене, с принятием в этой части нового решения об удовлетворении заявления прокурора.
В остальной части решение подлежит оставлению без изменения, в том числе и в той части, в которой суд удовлетворил заявление прокурора и признал недействующими абзацы 1 и 2 ч. 3 ст. 5 (касающейся внесения платы в бюджет улуса, города) и ч. 7 ст. 5 Закона Республики Саха (Якутия) "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите".
Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
отменить решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 октября 2003 г. в части отказа в признании недействующими ч. 1 и 2 ст. 2 и ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите" и принять в этой части новое решение, которым удовлетворить заявление прокурора и признать части 1 и 2 ст. 2 (за исключением указанных в них категорий инвалидов) и ст. 6 (в части создания рабочих мест за счет средств работодателя) Закона Республики Саха (Якутия) от 5 марта 2002 г. "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите" недействующими со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части решение оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2004 г. N 74-Г03-24
Текст определения официально опубликован не был