Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 марта 2004 г. N 74-Г04-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Лаврентьевой М.Н., судей Харланова А.В., Маслова А.М.
рассмотрела в судебном заседании 10 марта 2004 г. гражданское дело по кассационной жалобе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 ноября 2003 г. по заявлению прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующими отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) "О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 27 ноября 1997 г. был принят Закон РС(Я) "О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)", 10 июля 2002 г. в него внесены изменения и дополнения. Закон в установленном порядке опубликован в официальных средствах массовой информации.
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 4, 5, 6, 7 статьи 18, статьи 19, пункта 1 статьи 24 в части, пункта 2 статьи 26 в части названного закона недействующими со дня вступления решения в законную силу по тем основаниям, что указанные нормы противоречат требованиям федерального законодательства.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 ноября 2003 г. заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) поставлен вопрос об отмене решения суда в части признания недействующими пунктов 4 и 7 статьи 18 оспариваемого Закона.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не находит.
Согласно п. 4 ст. 18 Закона Республики Саха (Якутия) от 27 ноября 1997 г. "О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)" с последующими изменениями и дополнениями, уставом муниципального образования может быть предусмотрено право представительного органа местного самоуправления избирать из своего состава коллегиальный орган для решения отдельных текущих вопросов и подготовки сессий представительного органа местного самоуправления.
Наименование, порядок работы и компетенция коллегиального органа определяются регламентом представительного органа местного самоуправления.
В случае принятия решения о создании коллегиального органа решением представительного органа местного самоуправления определяется круг вопросов, относящихся к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.
Удовлетворяя заявление прокурора о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей данной правовой нормы, суд исходил из следующих обстоятельств.
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Конституция РФ устанавливает, что местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ч. 1 ст. 130), включая самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 131), осуществление местного самоуправления гражданами как непосредственно, так и через выборные и другие органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 130). Согласно п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся вопросы установления общих принципов организации системы органов местного самоуправления. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Вопросы, связанные с организацией местного самоуправления в РФ, в настоящее время, до введения в действие нового закона, регулируются Федеральным законом от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями). Согласно п. 3 ст. 7 этого федерального закона законы субъектов, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и данному федеральному закону, ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона к органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Таким образом, как правильно указал суд, согласно вышеприведенной норме Федерального закона создание невыборных органов местного самоуправления отнесено исключительно на усмотрение самих муниципальных образований. П. 4 ст. 18 Закона РС(Я) предусмотрено, что к органам местного самоуправления относятся другие органы в виде коллегиального органа, которые могут быть образованы в соответствии с Уставом муниципального образования. Поскольку Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает возможность образования невыборных органов местного самоуправления законами субъектов РФ, оспариваемая норма как обоснованно указал суд, противоречит требованиям федерального законодательства, как ущемляющая права населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. Согласно п. 6 ст. 14 Федерального закона структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Следовательно, наделение Законом РС(Я) представительного органа местного самоуправления полномочием определять структуру органов местного самоуправления как правильно указал суд, противоречит федеральному законодательству, поскольку вопрос о структуре органов местного самоуправления отнесен к компетенции самого муниципального образования, а не к компетенции субъекта РФ.
Ссылка в кассационной жалобе на п. 2 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не свидетельствует о незаконности решения суда в обжалуемой части, поскольку положения данного пункта не согласуются с другими, указанными выше нормами данного Федерального закона, а в ч. 1 ст. 131 Конституции РФ прямо указано, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
В п. 7 ст. 18 оспариваемого Закона содержится норма, определяющая вопросы, подлежащие включению в регламент представительного органа местного самоуправления.
Удовлетворяя заявление прокурора о признании данной нормы противоречащей федеральному законодательству, суд правильно исходил из того, что статьи 2, 5, 6, 8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исключают возможность вмешательства органов государственной власти субъектов Российской Федерации в разрешение вопросов местного значения, в том числе в виде принятия законов и иных нормативных правовых актов, которыми муниципальным образованиям предписываются порядок проведения заседаний; порядок организации и проведения первой сессии представительного органа; вопросы, подлежащие включению в регламент представительного органа местного самоуправления.
Поскольку названные выше нормы Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исключают вмешательство органов государственной власти субъектов Российской Федерации в разрешение вопросов местного значения и вопросы, подлежащие включению в регламент представительного органа местного самоуправления находятся в исключительной компетенции органов местного самоуправления, не свидетельствует о незаконности решения суда в этой части и ссылка в кассационной жалобе на то, что содержащаяся в п. 7 ст. 18 оспариваемого Закона норма носит рекомендательный характер.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
кассационную жалобу Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 ноября 2003 г. в части признания недействующими пунктов 4 и 7 статьи 18 Закона Республики Саха (Якутия) "О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)" оставить без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 марта 2004 г. N 74-Г04-2
Текст определения официально опубликован не был