Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2006 г. N 74-Г05-23
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего В.Н. Пирожкова
судей В.Н. Соловьева и В.П. Меркулова
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора PC (Я) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2004 года N 622 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования в республике Саха (Якутия)" по кассационному представлению прокурора республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2005 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., возражения представителя Правительства Республики Саха (Якутия) Саввиной Л.Н. на кассационное представление, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Федотовой A.B., полагавшей решение подлежащим отмене с принятием нового, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п.п. 2 п. 3.7, п.п. 5 п. 6.12 в части зачисления административных штрафов за нарушение порядка ценообразования в бюджет Республики Саха (Якутия); п. 7.3 в части установления 15-дневного срока подачи жалобы в вышестоящий орган и 30-дневного срока её рассмотрения, изложенных в Постановлении Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2004 года N 622 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования в Республике Саха (Якутия)".
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2005 года постановлено: заявление прокурора в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими п.п. 2 п. 3.7, п.п. 5 п. 6.12 в части зачисления административных штрафов за нарушение порядка ценообразования в бюджет Республики Саха (Якутия) установленных Постановлением Правительства РС (Я) от 21.12.2004 года N 622 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования в Республике Саха (Якутия)" оставить без удовлетворения.
В остальной части заявление прокурора удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 7.3 Постановления Правительства РС(Я) от 21.12.2004 года N 622 "Об утверждении Положения об осуществлении Государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования в Республике Саха (Якутия)".
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения в части отказа в удовлетворении заявленных требований ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд сослался на то, что в отличие от порядка, предусмотренного ст. 46 Бюджетного кодекса РФ, иной порядок зачисления штрафов установлен ФЗ "О бюджетной классификации РФ" от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ и ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" от 23.12.2004 г. N 173-ФЗ. В приложении 2 к ФЗ "О бюджетной классификации РФ" устанавливающем классификацию доходов бюджетов РФ, указано, что денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства государственном регулировании цен (тарифов) подлежат зачислению бюджеты субъектов Российской Федерации.
В Республике Саха (Якутия) органом, осуществляющим контроле за соблюдением порядка ценообразования, является Государственный комитет по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссию Республики Саха (Якутия), находящаяся в г. Якутске. ГКЦ-РЭК РС (Я) вправе проводить проверки субъектов ценообразования, на всей территории Республики, и, перечисление штрафа по месту нахождения ГКЦ-РЭК РС (Я), т.е. только в местный бюджет МО "г. Якутска" необоснованно, и нарушает интересы других муниципальных образований РС (Я), на территории которого могут быть выявлены нарушения по ценообразованию.
Судебная коллегия находит, что подобный вывод суда не основан на действующем законодательстве.
В соответствии с пунктом 2 статьи 47, пунктом 4 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ штрафы являются собственными неналоговыми доходами соответствующих бюджетов. Порядок закрепления данного вида доходов на постоянной основе за соответствующими бюджетами установлен статьями 57 и 62 Бюджетного кодекса РФ. Статьёй 57 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии с правилами статей 41-46 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса РФ штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации,
Судом неправильно применено Приложение N 2 ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" в части предусматривающей бюджетный код для зачисления денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, нормы названного Закона подлежат применению во взаимосвязи с бюджетными законодательными актами, определяющими поступление средств или их расходование.
Более того, Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год" не предусматривает поступление в доход бюджетов субъектов денежных сумм от штрафов за нарушение порядка ценообразования.
Федеральным законодательством порядок зачисления штрафов установлен только ст. 46 БК РФ.
При таких обстоятельствах нормы оспариваемого Постановления о зачислении сумм штрафов за нарушение порядка ценообразования в бюджет субъекта противоречат федеральному законодательству, а решение в этой части подлежит отмене.
С учетом того, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, имеются основания, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Решение суда в остальной части не обжалуется. Суд кассационной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенный в кассационном представлении, и возражениях относительно представления.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2005 года в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить.
Принять новое решение, которым признать недействующими п.п. 2 п. 3.7, п.п. 5 п. 6.12 Постановления Правительства РС (Я) от 21.12.2004 года N 622 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за соблюдением порядка ценообразования в Республике Саха (Якутия)" в части зачисления административных штрафов за нарушение порядка ценообразования в бюджет Республики Саха (Якутия) с момента вступления настоящего решения в законную силу. Это же решение в остальной части оставить без изменения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
В.Н. Соловьев |
|
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 февраля 2006 г. N 74-Г05-23
Текст определения официально опубликован не был