Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 сентября 2006 г. N 74-Г06-15
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Емышевой В.А.
судей Харланова A.B., Соловьева В.Н.
рассмотрела в судебном заседании 6 сентября 2006 г. гражданское дело по кассационному представлению первого Заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 июня 2006 г., которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) "Об определении границ нотариальных округов в пределах территории Республики Саха (Якутия) и численности нотариусов" от 11 октября 2005 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова A.B., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим отмене в части, Судебная коллегия установила:
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 11.10.2005 г. был принят Закон РС (Я) "Об определении границ нотариальных округов в пределах территории Республики Саха (Якутия) и численности нотариусов".
Заместитель Прокурора РС (Я) обратился в Верховный Суд РС (Я) с заявлением о признании недействующими отдельных положений данного Закона РС (Я) ввиду их противоречия федеральному закону.
В заявлении зам. прокурора РС (Я) указывается, что ст. 2, ч.ч. 1 и 2 ст. 3 Закона РС (Я) противоречат федеральному закону в связи с тем, что численность нотариусов и критерии их определения устанавливаются Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой, а не субъектом Российской Федерации, в соответствии со ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г.
Кроме того, прокурором ставится вопрос о противоречии федеральному законодательству ч. 3 ст. 3 Закона РС (Я), которой установлено, что государственные нотариусы могут решением Правительства РС (Я) закрепляться в нотариальных округах, образованных в труднодоступных, малонаселенных улусах (районах) Республики Саха (Якутия). При этом в заявлении одним из оснований указывается на ст. 12 Основ, согласно которой наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Министерством юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 июня 2006 г. прокурору в удовлетворении заявления отказано.
В кассационном представлении первого Заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) поставлен вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требования о признании противоречащей федеральному законодательству ч. 3 ст. 3 оспариваемого Закона.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационного представления, обсудив доводы кассационного представления прокурора, Судебная коллегия находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Республики Саха (Якутия) "Об определении границ нотариальных округов в пределах территории Республики Саха (Якутия) и численности нотариусов" от 11 октября 2005 г. государственные нотариусы могут решением Правительства Республики Саха (Якутия) закрепляться в нотариальных округах, образованных в труднодоступных, малонаселенных улусах (районах) Республики Саха (Якутия).
По мнению суда указанная норма устанавливает не порядок назначения на должность нотариуса, а возможность закрепления уже действующих государственных нотариусов в нотариальных округах, образованных в труднодоступных, малонаселенных улусах (районах) Республики Саха (Якутия). В связи с этим она не противоречит федеральному законодательству.
Однако с выводом суда в этой части согласиться нельзя.
Согласно п. "л" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу п. 5 этой же статьи законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно ст. 13 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате", утвержденных ВС РФ 11 февраля 1993 г. (с последующими изменениями), наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению органом юстиции на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии.
Порядок проведения конкурса регулируется Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 17 февраля 1997 г. N 19-01-97.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "N 19-01-19-97"
По смыслу содержащихся в ст. 13 Основ и указанном Положении норм, при наделении Министерством юстиции РФ или по его поручению органом юстиции нотариуса полномочиями одновременно определяется территория, на которой нотариус будет осуществлять свои полномочия.
Действительно, определение границ нотариальных округов в пределах территории субъекта РФ, количества должностей нотариусов в нотариальном округе относится к компетенции субъекта РФ в соответствии со ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Однако ни данный Федеральный закон, ни Основы законодательства Российской Федерации о нотариате не относят к компетенции субъекта РФ закрепление уже действующих государственных нотариусов в соответствующих нотариальных округах.
В случае расширения территории деятельности действующего государственного нотариуса решение об осуществлении государственным нотариусом полномочий на этой территории принимается органом юстиции, а не Правительством Республики Саха (Якутия), что следует из системного анализа ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.ст. 12 и 13 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, названного выше Положения.
Из содержания же п. 3 ст. 3 оспариваемого Закона Республики Саха (Якутия) следует, что такое решение может быть принято Правительством Республики Саха (Якутия).
В связи с изложенным вывод суда об отсутствии противоречия между названной нормой и федеральным законодательством является неверным.
Поскольку судом допущено нарушение нор материального права, имеются основания для отмены решения суда с вынесением по делу в этой части нового решения: об удовлетворении заявления прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ Судебная коллегия определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 июня 2006 г. в части отказа прокурору в удовлетворении заявления о признании противоречащей федеральному законодательству ч. 3 ст. 3 оспариваемого Закона Республики Саха (Якутия) отменить. Принять в этой части новое решение, которым заявление первого Заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить. Признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению с момента вынесения настоящего определения ч. 3 ст. 3 Закона Республики Саха (Якутия) "Об определении границ нотариальных округов в пределах территории Республики Саха (Якутия) и численности нотариусов" от 11 октября 2005 г. З N 553-III.
В остальной части решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения.
Председательствующий |
Емышева В.А. |
Судьи |
Харланов A.B. |
|
Соловьев В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 сентября 2006 г. N 74-Г06-15
Текст определения официально опубликован не был