Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 января 2007 г. N 74-Г06-23
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.
судей Харланова A.B., Калининой Л.А.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 октября 2006 г. по заявлению и.о. прокурора Республики Саха (Якутия), ООО "Айс Кэш" и ООО "Золотой дракон" о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2006 г. "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Республики Саха (Якутия)".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова A.B., объяснения представителя Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешникова В.Ю., представителя ООО "Айс Кэш" Калмыкова Д.А., прокурора Генеральной прокуратуры РФ Власовой Г.А., полагавшей решение суда законным, Судебная коллегия установила:
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 13.07.2006 г. был принят Закон РС (Я) "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Республики Саха (Якутия)" и опубликован в газете "Якутия" 15.08.2006 г.
ООО "Айс Кэш", и.о. прокурора Республики РС (Я) и ООО "Золотой дракон" обратились в Верховный Суд РС (Я) с заявлением о признании недействующими отдельных положений данного Закона РС (Я) ввиду их противоречия федеральному законодательству.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 октября 2006 г. заявления удовлетворены частично.
Признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей ч. 2 ст. 3 оспариваемого Закона. В остальной части заявления оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Законодательного Собрания Республики Саха (Якутия) поставлен вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения заявленных требований.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия находит ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона РС (Я) запрещается размещение объектов игорного бизнеса в жилых домах, в помещениях органов государственной власти, в помещениях медицинских учреждений, в зданиях и сооружениях физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений, а также организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность, на рынках, в зданиях автовокзалов и речных вокзалов, железнодорожных вокзалов, речных портов, аэропортов, в помещениях детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними, а также на расстоянии ближе чем 200 метров от указанных учреждений.
Удовлетворяя требования о признании противоречащей федеральному законодательству ч. 2 ст. 3 Закона Республики Саха (Якутия) "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Республики Саха (Якутия)" суд исходил из того, что вопрос размещения объектов игорного бизнеса федеральным законодательством разрешен, и субъект Российской Федерации не наделен ни федеральным законом, ни иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правом регулировать отношения в сфере лицензирования данного вида деятельности.
Данный вывод суда действительно соответствовал действовавшему на момент принятия судом решения федеральному законодательству, в частности Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлению Правительства РФ от 15 июля 2002 г. N 525, которым утверждено Положение о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений".
Между тем с 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", ч. 8 ст. 16 которого установлено, что принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона решения о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений), об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) сохраняют свое действие. Таким образом Федеральный закон по иному урегулировал спорные правоотношения: сохранил ранее установленные субъектом Российской Федерации ограничения деятельности по организации и проведению азартных игр (за исключением игорных зон).
Следовательно, поскольку решение суда обжаловано в кассационном порядке, с учетом положений ч. 8 ст. 16 названного Федерального закона, ч. 2 ст. 3 оспариваемого Закона не может быть признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей с момента его вступления в законную силу.
Оно подлежит отмене в части удовлетворения требований заявителей с вынесением по делу нового решения в этой части об отказе в удовлетворении их заявлений.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:
решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 24 октября 2006 г. в части удовлетворения заявления и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) и заявителей отменить. Принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявлений о признании недействующей ч. 2 ст. 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2006 г. "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Республики Саха (Якутия)".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Харланов A.B. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 января 2007 г. N 74-Г06-23
Текст определения официально опубликован не был