Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2007 г. N 74-Г07-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.
судей Харланова A.B., Соловьева В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Правительства Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2006 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова A.B., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Селяниной H.A., полагавшей рассмотрение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия установила:
прокурор Республики Саха (Якутия), обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 3.1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.07.2006 г. N 327 "О порядке и условиях осуществления в 2006 году денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи" указывая, что пунктом 3.1 установлено финансирование данных выплат только за счет средств федерального бюджета, в то время как исходя из требований ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, финансирование должно осуществляться и за счет средств бюджета субъекта.
Так же постановлением Правительства РС (Я) утвержден Порядок предоставления в 2006 г. местным бюджетам субвенций на выплату денежных вознаграждений выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи за повышение качества и расширения объемов оказываемой медицинской помощи.
Осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.
В связи с тем, что по настоящее время соответствующий республиканский закон о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не принят, нормы Порядка, определяющие правила предоставления субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов и, соответственно, устанавливающие права и обязанности органов местного самоуправления без передачи государственных полномочий, по мнению прокурора, противоречат федеральному законодательству.
В судебном заседании представитель Прокуратуры РС (Я) поддержал заявленные требования частично, просил признать п. 3.1 оспариваемого постановления Правительства РС (Я) недействующим с момента принятия постановления.
В части оспаривания Порядка предоставления субвенций, установленного в приложении N 1, прокурор отказался от поддержания заявленных требований, уточнив их, т.к. Правительством РС (Я) в данной части постановление приведено в соответствие с федеральным законодательством.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2006 г. заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе Правительства Республики Саха (Якутия) поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Правительством Республики Саха (Якутия) принято и опубликовано в установленном законом порядке постановление Правительства Республики Саха (Якутии) от 13.07.2006 г. N 327 "О порядке и условиях осуществления в 2006 году денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи".
Пунктом 3.1 постановления Правительства РФ (Я) Министерству финансов Республики Саха (Якутия) поручено произвести финансирование субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на выплату денежных вознаграждений медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи за счет средств, выделенных из федерального бюджета.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд исходил из того, что Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год" N 189-ФЗ от 26.12.2005 г. в бюджете Российской Федерации предусмотрены субсидии бюджетам субъектов РФ на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи, которые зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации, в соответствии с Правилами предоставления в 2006 г. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на данные цели, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 г. N 356.
В соответствии с абзацем 10 ст. 6 Бюджетного кодекса РФ под субсидией понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Следовательно, как указал суд, финансирование указанных расходов осуществляется также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Между тем, в бюджете Республики Саха (Якутия) на 2006 год, средства на софинансирование указанных расходов не предусмотрены.
Между тем, с выводом суда согласиться нельзя.
Из содержания постановления Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2006 г. N 327, в частности, его преамбулы, следует, что оно принято не во исполнение Закона Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 2005 г. "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2006 год", а во исполнение п. 18 ст. 44 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" и постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 г. N 356 "О порядке предоставления в 2006 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой помощи".
Следовательно, Правительство Республики Саха (Якутия) в п. 3.1 оспариваемого постановления обоснованно указало о финансировании субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов за счет средств, выделенных из федерального бюджета.
Указание на финансирование расходов из бюджета Республики Саха (Якутия) могло содержаться в постановлении Правительства Республики лишь в том случае, если бы оно было принято, в том числе, и во исполнение Закона Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2006 год".
Таким образом оспариваемая прокурором норма федеральному законодательству не противоречит.
Поскольку судом нарушены нормы материального права, имеются основания для вынесения по делу нового решения об отказе прокурору в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ Судебная коллегия определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2006 г. отменить. Принять по делу новое решение, которым прокурору Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству недействующим и не подлежащим применению п. 3.1 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2006 г. N 327 "О порядке и условиях осуществления в 2006 г. денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи" отказать.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Харланов A.B. |
|
Соловьев В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2007 г. N 74-Г07-5
Текст определения официально опубликован не был