Решение Верховного Суда РФ от 14 мая 2005 г. N ВКПИ07-25
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Шалякина А.С.,
при секретаре Шароватовой И.А.,
с участием военного прокурора отдела 6 управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Зарубина О.В., представителей Правительства Российской Федерации Красникова В.Н., Гукасова А.Ю. и Горносталева Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шефера В.Ф. о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации N 866 от 31 декабря 2004 года "О внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе", в части признания утратившим силу подпункта "в" пункта 41, установил:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "N 886"
Шефер В.Ф. в 1988 году принимал участие на работах по объекту "Укрытие" на Чернобыльской АЭС, в связи с чем военно-врачебная комиссия на основании подпункта "в" пункта 41 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года N 123, установила причинную связь имеющихся у него заболеваний при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
29 марта 2005 года после очередного медицинского освидетельствования причинная связь полученных Шефером В.Ф. заболеваний с исполнением обязанностей военной службы в связи с аварией на АЭС установлена не была.
Основанием к такому решению послужило постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 866 "О внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе", которым подпункт "в" пункта 41 признан утратившим силу.
В связи с этим Шефер В.Ф. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором указывает, что данный нормативный акт в оспариваемой части нарушает его право на получение возмещения причиненного вреда здоровью как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и просит признать его недействующим.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания Шефер В.Ф. в суд не прибыл и просил рассмотреть заявление в его отсутствие.
В судебном заседании представители Правительства Российской Федерации Красников В.Н., Гукасов А.Ю. и Горносталев Ю.В. требования заявителя не признали и пояснили, что в соответствии с Федеральным законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Правительство Российской Федерации своим постановлением от 4 ноября 2004 года N 586 утвердило Перечень заболеваний, возникновение и обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Заболевания, по которым Шефер В.Ф. 29 марта 2005 года был освидетельствован ВВК Самарского военно-медицинского института (свидетельство о болезни ...), в указанный Перечень не входят, поэтому законных оснований для связи имеющегося у него заболевания с радиационным воздействием в результате аварии на Чернобыльской АЭС не имеется.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "N 592"
Поскольку законом установлена новая формулировка заключения о причинной связи заболеваний с воздействием радиационных факторов у военнослужащих из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, пояснили далее представители, Правительство РФ обоснованно внесло изменения в свое постановление от 31 декабря 2004 года N 866, признав утратившим силу подпункт "в" пункта 41 постановления.
При этом представитель Красников В.Н. объяснил, что данные изменения не препятствуют Шеферу В.Ф. обратиться в межведомственный экспертный совет с просьбой о повторном рассмотрении его вопроса, который вправе установить причинную связь имеющегося у него заболевания с воздействием радиационных факторов.
Выслушав объяснения представителей Правительства РФ, Красникова В.Н., Гукасова А.Ю. и Горносталева Ю.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение военного прокурора отдела управления Главной военной прокуратуры Зарубина О.В., полагавшего, что в удовлетворении требований Шефера В.Ф. надлежит отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление Шефера В.Ф. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Вопросы защиты прав и интересов, а также социальной поддержки граждан, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимавших участие в ликвидации ее последствий, регламентирован Законом РСФСР от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями на 5 декабря 2006 года).
В соответствии со ст. 24 Закона установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.
Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации, определяется Правительством РФ.
Во исполнение Закона и на основании представленных полномочий Правительством РФ издано постановление от 25 февраля 2003 года N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной комиссии".
В соответствии с подпунктом "в" пункта 41 данного постановления, действовавшего до 31 декабря 2004 года, военно-врачебная комиссия вынесла заключение с формулировкой: "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" - если увечье, заболевание получено освидетельствуемым при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС".
Под причинной связью понималась связь между наступлением вредных последствий для здоровья и воздействием на них радиационных факторов, либо сочетания этих факторов с иными вредными факторами.
Статьей 3 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в статью 24 Закона от 15 мая 1991 года N 1244-1 были внесены изменения, касающиеся понятия причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности лиц с воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Кроме того, введен Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации.
На основании изменений, внесенных в Федеральный закон, Правительством РФ издано постановление от 31 декабря 2004 года N 866 "О внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе".
В связи с противоречием абзацу 6 статьи 24 Закона от 15 мая 1991 года N 1244-1 подпункт "в" пункта 41 Положения отменен и законодателем предусмотрен иной порядок рассмотрения вопросов данной категории.
В настоящее время под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается причинная связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Заболевания, по которым Шефер В.Ф. был освидетельствован ВВК Самарского военно-медицинского института, в указанный выше Перечень не входят, поэтому законных оснований для связи имеющейся у него патологии с радиационным воздействием в результате аварии на Чернобыльской АЭС не имеется.
Вместе с тем, постановлением Правительства РФ от 26 января 2007 года N 46 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам установления причинной связи заболеваний и инвалидности граждан с воздействием на них радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или участия граждан в действиях подразделений особого риска", предусмотрена возможность для обжалования гражданами заключений военно-врачебной комиссии в межведомственный экспертный совет с просьбой о повторном рассмотрении соответствующего вопроса.
Таким образом, вопреки утверждению заявителя, обжалуемая им норма полностью соответствует действующему законодательству, и права и охраняемые законом интересы Шефера В.Ф. не нарушает.
При этом Правительство Российской Федерации действовало на основании ст.ст. 110, 114, 115 Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона Российской Федерации от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в пределах своих полномочий.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 252-253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, решил:
в удовлетворении заявления Шефера В.Ф. о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации N 866 от 31 декабря 2004 года "О внесении изменений в положение о военно-врачебной экспертизе", в части признания утратившим силу подпункта "в" пункта 41, отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в течение 10 дней в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда |
А.С. Шалякин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 14 мая 2005 г. N ВКПИ07-25
Текст решения официально опубликован не был