Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 22 ноября 2007 г. N 73-О07-35
Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2017 г. N 267-П17 настоящее кассационное определение отменено в отношении Зубакина М.М. и Петрова Д.Т.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Разумова С.А.
судей Чакар Р.С., Русакова В.В.
рассмотрела в судебном заседании от 22 ноября 2007 года кассационные жалобы осуждённых Зубакина М.М., Брянского С.А., Петрова Д.Т. на приговор Верховного суда Республики Бурятия от 4 апреля 2007 года, которым
Зубакин М.М.
осуждён по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 15 годам лишения свободы, по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 11 годам лишения свободы, по ч. 3 ст. 30, пп. "ж, к" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 12 годам лишения свободы, по ч. 3 ст. 30, п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 12 годам лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ путём частичного сложения наказаний окончательно назначено по совокупности преступлений 23 года лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима;
Брянский С.А.
осуждён по ч. 3 ст. 30, пп. "ж, к" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 11 годам лишения свободы, по ч. 3 ст. 30, п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 11 годам лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ путём частичного сложения наказаний по совокупности преступлений окончательно назначено 12 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима;
Петров Д.Т.
осуждён по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 15 годам лишения свободы.
На основании ст. 70 УК РФ к назначенному наказанию частичного присоединена неотбытая часть наказания по предыдущему приговору и по совокупности приговоров окончательно назначено 16 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Взысканы с Зубакина М.М., Брянского С.А., Петрова Д.Т. в доход государства процессуальные издержки по ... рублей.
Зубакин М.М. и Петров Д.Т. признаны виновными и осуждены за убийство А., совершённое группой лиц, Зубакин М.М. - за убийство, Зубакин М.М. и Брянский С.А.- за покушение на убийство, совершённое группой лиц в отношении П., с целью скрыть другое преступление и за покушение на убийство С., совершённое группой лиц.
Преступления совершены в ночь с 17 на 18 июня 2006 года, в ночь с 17 на 18 июля 2006 года ... и в ночь с 13 на 14 сентября 2006 года ... при указанных в приговоре обстоятельствах.
Заслушав доклад судьи Чакар Р.С., объяснения осуждённых Зубакина М.М., Брянского С.А., Петрова Д.Т., защитника Яшина С.Ю., мнение прокурора Кривоноговой Е.А., полагавшей оставить приговор без изменения, судебная коллегия установила:
В кассационных жалобах и дополнениях к ним: осуждённый Зубакин М.М. просит об отмене приговора, по которому он необоснованно осуждён за убийство А.; в деле отсутствуют доказательства вины. Он признал вину в этом на предварительном следствии при применении к нему незаконных методов ведения его. В момент убийства А. он не был на месте происшествия, так как проживал у К. Свидетель К. отрицает это со слов оперативных работников милиции. Наказание назначено чрезмерно суровое;
осуждённый Брянский С.А. просит отменить приговор. Он не причастен к совершению преступлений, никого не бил. На предварительном следствии давал показания вынужденно, при применении к нему незаконных методов ведения следствия. Судом не назначена судебно-психиатрическая экспертиза, однако он признан вменяемым и ответственным за содеянное. Между тем он является инвалидом по заболеванию;
осуждённый Петров Д.Т. просит оправдать его. Указывает, что не совершал преступление. На следствии к нему были применены незаконные методы ведения следствия. В суде не допрошены свидетели его алиби. Осудили в отсутствие доказательств, необоснованно взысканы судебные издержки. Он задержан 20 сентября 2006 года.
Государственный обвинитель Мархандаева И.В. оценивает доводы жалоб как несостоятельные.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений, судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению по следующим основаниям.
Виновность осуждённых в содеянном каждым из них установлена собранными по делу доказательствами, анализ и оценка которых приведены в приговоре.
Доводы Зубакина Н.М. и Петрова Д.Т. о даче ими показаний на предварительном следствии при применении к ним незаконных методов ведения следствия, равно как и доводы о наличии алиби, доводы о непричастности к совершению преступлений тщательно проверены судом и мотивированно отвергнуты как несостоятельные.
Судом достоверно установлено, что преступления совершены осуждёнными.
Выводы суда подтверждаются показаниями Зубакина Н.М., Петрова Д.Т. и частично показаниями Брянского С.А., которые подтверждаются данными протоколов осмотра места происшествия, выводами судебно-медицинских экспертиз, показаниями потерпевших С., П., свидетелей М., П. и других.
Этими доказательствами и показаниями свидетеля К. опровергнуты доводы Зубакина о наличии у него алиби, как и доводы об алиби Петрова Д.Т., который ссылался при этом на свидетелей, которые являются невменяемыми, в связи с чем они и не были допрошены в суде.
Проверены и отвергнуты доводы Петрова Д.Т. о том, что он заблуждался относительно своего статуса при допросах.
Протокол задержания Петрова Д.Т. датирован 21 сентября 2006 года и в протоколе допроса его в качестве подозреваемого указана эта же дата, что опровергает его доводы о том, что он был задержан ранее. Свидетели П. и П. подтвердили правильность сведений по времени задержания и допроса Петрова Д.Т.
При таких обстоятельствах достоверность выводов суда совершении преступлений осуждёнными сомнений не вызывает.
Вместе с тем, правовая оценка содеянного Зубакиным М.М., Брянским С.А. подлежит изменению в части покушения на убийства П., совершённого группой лиц, с целью скрыть другое преступление, а также в части покушения на убийство С., совершённого группой лиц, по следующим основаниям.
Квалифицируя действия осуждённых по каждому факту отдельно суд не учёл положения ч. 1 ст. 17 УК РФ (в редакции ФЗ от 21 июля 2004 года), согласно которым совокупностью преступлений признаётся совершение двух и более преступлений, ни за одно из которых лицо не было осуждено, за исключением случаев, когда совершение двух и более преступлений предусмотрено статьями Особенной части УК РФ в качестве обстоятельства, влекущего более строгое наказание.
В ч. 2 ст. 105 УК РФ п. "а" предусмотрена ответственность за убийство двух и более лиц.
Несмотря на то, что органами расследования Зубакину М.М. и Брянскому С.А. не был вменён квалифицирующий признак п. "а" ч. 2 ст. 105 УК РФ суду надлежало квалифицировать их действия по фактам покушения на убийство П. и С. по одной статье и назначить им одно наказание за это преступление.
В связи с изложенными приговор подлежит изменению: действия осуждённых необходимо квалифицировать по совершению ими группой лиц покушения на убийство С., а также П. с целью скрыть другое преступление по ч. 3 ст. 30, пп. "ж, к" ч. 2 ст. 105 УК РФ, по которой назначить им наказание с учётом характера и степени общественной опасности содеянного, данных о личности всех обстоятельств дела, с соблюдением положений ст.ст. 60, 66 УК РФ.
Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих безусловную отмену приговора не усматривается, в том числе при исследовании данных о психическом здоровье осуждённых.
Оснований для смягчения ответственности осуждённых, снижения наказания, судебная коллегия не усматривает, в том числе по доводам жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Верховного суда Республики Бурятия от 4 апреля 2007 года в отношении Зубакина М.М., Брянского С.А. изменить.
Квалифицировать действия каждого из них в отношении потерпевших П., С. по ч. 3 ст. 30, пп. "ж, к" ч. 2 ст. 105 УК РФ, по которой назначить: Зубакину М.М. 12 лет лишения свободы, Брянскому С.А. 11 лет лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных п. "ж" ч. 2 ст. 105, ч. 1 ст. 105, ч. 3 ст. 30, пп. "ж, к" ч. 2 ст. 105 УК РФ, окончательно путём частичного сложения наказаний назначить Зубакину М.М. 23 года лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Исключить назначение Брянскому С.А. наказания по совокупности преступлений на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ.
Наказание в виде лишения свободы на 11 лет Брянскому С.А. отбывать в исправительной колонии строгого режима.
В остальном приговор в отношении Зубакина М.М., Брянского С.А. и этот же приговор в отношении Петрова Д.Т. оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Разумов С.А. |
Судьи |
Чакар Р.С. |
|
Русаков В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 22 ноября 2007 г. N 73-О07-35
Текст определения официально опубликован не был
Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2017 г. N 267-П17 настоящее кассационное определение отменено в отношении Зубакина М.М. и Петрова Д.Т.