Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 июня 2005 г. N 74-Г05-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н., судей Харланова A.B., Маслова A.M.
рассмотрела в судебном заседании 22 июня 2005 г. гражданское дело по кассационному представлению прокурора Республики Саха (Якутия) и кассационной жалобе администрации муниципального образования села Маган на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2005 г., которым прокурору Республики Саха (Якутия) отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 1 статьи 1 и пункта 1 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 г. 174-3 N 355-III "Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" в части установления границ территории и наделения статусом городского округа в пределах, установленных по приложению N 1 к закону.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова A.B., объяснения Главы муниципального образования "Маган" Евтушенко В.В., мэра г. Якутска Михальчука И.Ф., представителей Мэрии муниципального образования "Город Якутск" Готовцевой С.И., Максимова A.A., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года 3 N 356-111 принят Закон Республики Саха (Якутия) 174-3 N 355-III "Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)".
Названным Законом муниципальные образования "город Якутск" и "Жатай" наделены статусом городского округа и установлены границы территорий. При этом границы территорий муниципального Образования "город Якутск" установлены согласно Приложению N 1 к закону, где внешние границы образуемой территории смежены с территориями муниципальных образований "Мегино-Кангаласский улус (район)", "Намский улус (район)", "Горный улус (район)". Хангаласский улус (район)", "Жатай".
Прокурор Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункта 1 статьи 1 и пункта 1 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) в части установления границ территории и наделения статусом городского округа муниципального образования "город Якутск" в пределах границ, установленных согласно приложению N 1 к закону, ссылаясь на противоречие указанных норм оспариваемого закона требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в новой редакции от 28 декабря 2004 года.
Приложением N 1 оспариваемого закона в территорию (границы) вновь образуемого муниципального образования городского округа - город Якутск включена территория, сопредельная с названным муниципальным образованием, в том числе ряд сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и массивы земель иных категорий (не отнесенных к землям поселений), а также территория муниципального образования "село Маган". По мнению прокурора, установление границы городского округа подобным образом противоречит требованиям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в новой редакции (от 28.12.2004 г.).
В соответствии со статьей 2 данного Федерального закона городским поселением является город или поселок с прилегающей территорией, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. В свою очередь, только городское поселение может являться городским округом.
В силу пункта 5 статьи 11 этого же Федерального закона в состав территории городского поселения (т.е. и городского округа) могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями). По мнению прокурора, это означает, что любые населенные пункты, если они не предусмотрены в генеральном плане поселения в качестве территорий, предназначенных для его развития, не могут входить в состав городского округа.
Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 декабря 2004 года N 1624-р утвержден генеральный план города Якутска, согласно которому развитие инфраструктуры города предполагается осуществлять в пределах установленной городской черты. Близлежащие населенные пункты (села Хатассы, Маган и др.) по генеральному плану не подпадают под территорию развития города Якутска.
Прокурор считает, что из взаимосвязи статей 2, 10, 11 названного Федерального закона вытекает требование, что все сельские населенные пункты с численностью более 1000 человек должны быть наделены статусом муниципального образования - поселения (данное требование распространяется на территории с нормальной плотностью населения, к которым отнесена и территория действующего муниципального образования "город Якутск".
Статьей 85 указанного Федерального закона на органы государственной власти возложена обязанность до 1 марта 2005 года установить границы муниципальных образований, и наделить соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Представители муниципального образования "село Маган" - глава муниципального образования и председатель Собрания депутатов муниципального образования требования, изложенные в заявлении прокурора, поддержали в полном объеме. Евтушенко В.В. пояснила, что оспариваемый Закон принят с нарушением положения Федерального закона о том, что в границах городского поселения не могут находиться сельские населенные пункты, являющиеся муниципальными образованиями. Кроме того, закон был разработан и принят без участия и учета мнения муниципального образования "село Маган".
Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) требования, заявленные Прокурором РС (Я) признал частично. Суду пояснил, что оспариваемый закон был принят в пределах полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации и в соответствии с действующим федеральным законодательством. Однако после внесения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменений и дополнений, в редакции от 28 декабря 2004 года, он подлежит пересмотру.
Представители муниципального образования "город Якутск", привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованной стороны, требования, изложенные в заявлении прокурора, не признали и пояснили, что территория (границы) муниципального образования "город Якутск" была установлена с учетом исторически сложившейся территории (границ) города. Границы территорий и земельных участков были определены правовыми актами, устанавливающими принадлежность оспариваемых территорий и земельных участков к территории города. При этом село Маган находится в черте города, которая входит в план развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры города. Кроме того, население Магана в 2002 году принимало участие в местном референдуме по вопросу создания муниципального образования в административно-территориальных границах города, куда входил и Маган, имевший в тот период статус поселка. Затем избиратели поселка принимали участие в выборах депутатов представительного органа местного самоуправления города Якутска и в выборах главы муниципального образования.
Представитель отдела законодательства субъектов Российской Федерации, федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований по Республике Саха (Якутия) Главного правления Министерства юстиции Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу представил суду письменный отзыв и сделал заключение о соответствии оспариваемого Закона республики Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2005 г. прокурору в удовлетворении заявления отказано.
В кассационном представлении прокурора Республики Саха (Якутия) и кассационной жалобе администрации муниципального образования села Маган поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления прокурора Республики Саха (Якутия) и кассационной жалобы администрации муниципального образования села Маган, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с пунктом "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 10, частью 2 статьи 11 и статьи 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установление и изменение границ муниципального образования, наделение городского поселения статусом городского округа, преобразование муниципальных образований осуществляются законами субъектов Российской Федерации.
Согласно указанным положениям Конституции Российской Федерации и названного Федерального закона Конституцией Республики Саха (Якутия) определено, что установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ осуществляется Государственным Собранием (Ил Туман) Республики Саха (Якутия) (пункт 29 статьи 56).
Таким образом, как правильно указал суд, оспариваемый Закон принят законодательным органом субъекта РФ в пределах своих полномочий. Разрешая вопрос о наличии либо отсутствии противоречий в содержании Закона Республики Саха (Якутия) федеральному законодательству, суд обоснованно исходил из следующих установленных фактических обстоятельств дела.
В соответствии с административно-территориальным устройством республики, установленным Конституцией Республики Саха (Якутия), Законом "Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)" Якутск, с численностью постоянного населения - 228,4 тысяч человек (в том числе городского - 221,4 тыс.чел., сельского - 7,0 тыс.чел.) как город республиканского значения представляет собой самостоятельную административно-территориальную единицу, которая исторически включала в себя город Якутск с рабочими поселками Маган, Жатай, Кангалассы и иные населенные пункты. Данное обстоятельство подтверждается Указами Президиума Верховного Совета Якутской АССР от 27 января 1965 г. (т. 2, л.д. 103-104) 24 марта 1978 г. (т. 2, л.д. 96). Поселок Маган был подчинен Якутскому городскому Совету депутатов трудящихся. При этом граница поселка Маган не была определена. В целом описание границ города Якутска с включением в его составе поселка Маган было установлено по смежеству с Мегино-Кангаласским, Намским, Горным и Хангаласским улусами (районами). Согласно официальному справочнику "Республика Саха (Якутия) - Административно-территориальное деление" в состав административно-территориального состава города входят Якутск, поселки Жатай, Кангалассы, Маган, Марха, Табага, наслег Тулагино-Кильдемский (села Тулагино, Капитоновка, Кильдемцы, Сырдах), наслег Хатасский (села Хатассы, Владимирова, Пригородный) (т. 1, л.д. 91-93).
Административные границы территории, подчиненной администрации города Якутска, были утверждены городским Собранием депутатов города Якутска постановлением от 27 марта 1998 года ПГС N 28-6 (л.д. 88-89, т. 1). В последующем административно-территориальная граница города Якутска в тех же границах, в соответствии со статьей 12 Закона Республики Саха (Якутия) "Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)" установлена постановлением Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 5 июля 2001 года ПР N 306-И (л.д. 90 т. 1).
На территории города республиканского значения город Якутск действовал местный орган государственной власти. На территории поселка Маган органы местного самоуправления были сформированы населением ранее, до формирования единого муниципального образования в целом на территории города Якутска, на сходе от 26 июня 1998 года. Устав зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Саха (Якутия) 4 февраля 1999 года N 2р 02-М-99. При этом в статье 3 Устава, устанавливающей границы муниципального образования, было определено, что данный населенный пункт находится внутри территории города республиканского значения Якутск.
Муниципальное образование "город Якутск" было образовано на основании решения местного референдума от 29 сентября 2002 года в исторически сложившихся границах территории административно-территориальной единицы - города республиканского значения Якутск на основании положений ст. 131 Конституции Российской Федерации.
В референдуме по вопросу создания муниципального образования в границах административно-территориальной единицы - города Якутска принимали участие не только жители города, а также жители поселков и сел, входящих в административно-территориальный состав города, в том числе и поселка Маган. На территории поселка Маган был сформирован избирательный округ, что подтверждается протоколами местного референдума. При этом на решение референдума выносились два вопроса:
"Поддерживаете ли Вы решение об образовании в городе Якутске единого муниципального образования "Город Якутск", в границах административно-территориальной единицы - города республиканского значения города Якутска?";
"Считаете ли Вы, что в муниципальном образовании "Город Якутск" должна быть установлена следующая структура органов местного самоуправления:
- представительный орган местного самоуправления - Городское Собрание депутатов Якутска в количестве 25 человек, со сроком полномочий 5 лет;
- выборное должностное лицо - глава муниципального образования, избираемый населением, сроком полномочий 5 лет?" (л.д. 223 т. 1).
В соответствии с решением референдума было сформировано муниципальное образование "Город Якутск" в границах его административно-территориальной черты. К территории муниципального образования "город Якутск" отнесены следующие населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями: поселки (в последующем преобразованы в микрорайоны) Марха. Кангалассы, село Табага, Тулагино-Кильдямский наслег (села Тулагино, Капитоновка, Кильдямцы, Сырдах), Хатасский наслег (села Хатассы, Владимировна), село Пригородное и муниципальное образование "поселок Маган" (л.д. 21-33, 109-155 т. 1).
29 декабря 2002 г. на территории муниципального образования "город Якутск" были проведены выборы, на которых были избраны выборные органы местного самоуправления - глава муниципального образования и депутаты представительного органа местного самоуправления города Якутска. Жители поселка Маган также, принимали участие в формировании этих органов.
Результаты референдума были предметом судебного разбирательства. Вступившим в законную силу решением Якутского городского суда от 13 ноября 2002 года в жалобе об отмене решения референдума было отказано (л.д. 243-245, т. 1).
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 г. поселок Маган был преобразован в составе города республиканского значения Якутск в сельский населенный пункт-село Маган (л.д. 164, т. 1).
Проанализировав перечисленные доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что граждане, проживающие в муниципальном образовании "село Маган", посредством участия в местном референдуме, участия в выборах органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления выразили прямое волеизъявление на формирование единого муниципального образования в пределах черты административно-территориальной единицы - города республиканского значения Якутска. В последующем указанные правоотношения были закреплены Законом Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года 174-3 N 355-III, которым установлены границы муниципального образования город Якутск с наделением статуса городского округа.
Последующие изменения границ муниципального образования, как обоснованно указал суд, могут осуществляться законом республики в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 12 Федерального закона N 131-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 154-ФЗ) в случае, если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Российской Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города.
Из смысла данной нормы закона, как обоснованно указал суд, следует, что на период действия названного закона допускалось наличие в составе территории (в границах) муниципального образования города и других населенных пунктов, являющихся муниципальными образованиями, которые являлись исходя из содержания ч. 3 ст. 6 внутригородскими муниципальными образованиями.
Частью 1 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ (в редакции от 12 августа 2004 г.) предусмотрена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в срок до 1 января 2005 года установить в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделить соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Как следует из материалов дела и установлено судом, оспариваемый Закон был разработан и принят в целях реализации требований данной нормы Федерального закона. Поэтому указанным законом муниципальное образование "Город Якутск" обоснованно наделено статусом городского округа и обоснованно утверждены его границы по смежеству с территориями Мегино-Кангаласского, Намского, Горного и Хангаласского улусов (районов). То есть, законодательный орган установил наличие в составе территории (границах) городского округа села Маган, являющегося в свою очередь также муниципальным образованием. Как правильно указал суд в решении, на момент принятия закона и вступления его в законную силу федеральное законодательство допускало установление муниципальных образований подобным образом, законодательно обеспечив их экономическую и финансовую самостоятельность, что следует, в частности и из п. 2 ст. 11 Федерального закона N 131-ФЗ (в редакции от 12.08.2004 г.), а также ч. 5 п. 3 ст. 84 этого же закона (в редакции от 28.12.2004 г.).
30 декабря 2004 года в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ вступили в законную силу изменения и дополнения, внесенные Федеральным законом от 28 декабря 2004 года N 186-ФЗ. Федеральный закон в новой редакции более не допускает наличие в составе территории (в границах) муниципального образования (за исключением района) города и других населенных пунктов, являющихся муниципальными образованиями.
В главе 12 "Переходные периоды" Федерального закона N 131-ФЗ (в новой редакции) законодатель определил порядок приведения в соответствие с действующим федеральным законодательством законов субъектов РФ, в которых имеются положения о наличии в составе территории (в границах) муниципального образования (за исключением района) города и других населенных пунктов, являющихся муниципальными образованиями (п. 3 ст. 84).
При этом механизм осуществления местного самоуправления в переходный период и обеспечение реализации положений Федерального закона N 131-ФЗ регламентированы статьями 84 и 85. Правоотношения, возникающие в силу требований указанных статей, определены в зависимости от того, были ли утверждены органами государственной власти субъектов Российской Федерации в срок до 1 марта 2005 года границы муниципальных образований и были наделены соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
Как видно из материалов дела и установлено судом, границы муниципальных образований в Республике Саха (Якутия) установлены. Это обстоятельство, как обоснованно указал суд, не допускает вмешательство федеральных органов государственной власти в соответствии с частью 3 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ.
Поскольку в предусмотренные сроки Законом Республики Саха (Якутия) "Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)", в пределах полномочий, предоставленных частью 2 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ (в редакции от 12.08.2004 г.) установлены границы муниципального образования города Якутска и город наделен статусом городского округа, то, как правильно указал суд, в отношении муниципальных образовании "город Якутск" и "село Маган" возникают правоотношения, предусмотренные частью 3 статьи 84 названного Федерального закона.
В соответствии с указанной нормой закона, в случае наличия в составе территории (в границах) муниципального образования (за исключением района) города и других населенных пунктов, являющихся муниципальными образованиями, субъектам РФ указано в срок не позднее 1 марта 2005 года принять решение:
об упразднении указанных муниципальных образований (за исключением города) и соответствующих органов местного самоуправления не позднее 1 января 2006 года, если территории данных муниципальных образований находятся в пределах городской черты;
об исключении территорий населенных пунктов, находящихся за пределами городской черты, из состава территории указанного муниципального образования.
Внутригородские муниципальные образования упраздняются с 1 января 2006 года.
Поскольку на момент рассмотрения спора не наступил установленный в законе срок упразднения муниципальных образований, законодательный орган субъекта Российской Федерации, как обоснованно указал суд, вправе в течение указанного срока принять соответствующее решение. Суд правильно исходил из того, что на данный момент сложившиеся на основании Закона Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 г. фактические обстоятельства, не свидетельствуют о наличии противоречий федеральному законодательству.
Правильно не согласился суд с доводами прокурора о противоречии пункту 5 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ положений (пункта 1 статьи 1 и пункта 1 статьи 2) Закона РС (Я) "Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" об установлении границ территории муниципального образования "город Якутск" и о наделении указанного муниципального образования статусом городского округа в связи с тем, что село Маган не включено в генеральный план развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры города Якутска.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).
Закон республики об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований принят 30 ноября 2004 года на основании разработанного, но не утвержденного в установленном порядке проекта генерального плана города Якутска. Генеральный план был утвержден Правительством Республики Саха (Якутия) позднее - распоряжением от 31 декабря года N 1624-р. Однако, как обоснованно указал суд, в федеральном законодательстве нет запрета на установление территории (границ) муниципального образования без утвержденного в установленном порядке генерального плана. В связи с этим оспариваемый закон не противоречит пункту 5 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ. При рассмотрении оспариваемого закона подлежит проверке вопрос о том, были ли учтены законодателем республики при наделении городского поселения статусом городского округа требования части 2 статьи 11 названного Федерального закона.
Как видно из содержания этой нормы закона, она допускает наделение городского поселения статусом городского округа законом субъекта РФ при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения установленных статьей 16 названного Федерального закона вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.
Приведенный выше анализ нормативно-правовых актов города Якутска и республики, как правильно указал суд, свидетельствует о том, что оспариваемый прокурором Закон был принят законодательным органом Республики (Якутия) в пределах своих полномочий с учетом исторически сложившейся территории (границ) города, в котором сложилась социальная, транспортная и иная инфраструктура, необходимая для самостоятельного решения органами местного самоуправления муниципального образования "город Якутск" вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий.
Суд также обоснованно исходил из того, что из анализа Концепции генерального плана города Якутска, содержащей основные положения генерального плана, утвержденной распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2001 года N 291-РП можно сделать вывод о наличии села Маган в территории (границах), предназначенной для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского поселения.
Вывод суда об отсутствии противоречий между оспариваемым Законом республики и федеральным законодательством основан на анализе действующего законодательства, мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.
Довод кассационного представления прокурора Республики Саха (Якутия) о том, что сельские населенные пункты с населением более 1000 человек должны быть наделены статусом сельских поселений в силу ч. 1 ст. 2, частей 1 и 2 ст. 10, пунктов 1, 5, 6, 8 ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 131-ФЗ основан на неправильном толковании норм материального права. Указанные нормы не содержат правила о том, что сельские населенные пункты с населением более 1000 человек в обязательном порядке должны быть наделены статусом сельских поселений.
Что касается сельских населенных пунктов с численностью менее 1000 человек, то в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 11 данного Федерального закона при определенных условиях они лишь могут, но не обязаны наделяться статусом сельского поселения.
Довод кассационного представления прокурора о том, что действовавший на момент принятия оспариваемого Закона республики Федеральный закон N 131-ФЗ не допускал при реализации переходных положений закона, установлении границ и наделении статусом вновь образуемых муниципальных образований наличия в пределах территории городского округа другого муниципального образования, опровергается содержанием абз. 4 ч. 3 ст. 83 ФЗ N 131-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого закона), согласно которому городские поселения, являющиеся на 8 октября 2003 года муниципальными образованиями, предметы ведения которых на 30 апреля 2003 года не были разграничены в соответствии с пунктом 3 статьи 6 ФЗ N 154-ФЗ, являются городскими округами.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "абз. 4 ч. 3 ст. 83 ФЗ N 131-ФЗ" имеется в виду "абз. 4 ч. 3 ст. 84 ФЗ N 131-ФЗ"
Из материалов дела видно и никем не оспаривалось, что предметы ведения с внутригородскими муниципальными образованиями, в том числе МО "село Маган" в установленном порядке, разграничены не были. Поселок "Маган" перестал существовать с 20 февраля 2004 года в связи с его преобразованием с 20 февраля 2004 года в сельский населенный пункт постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (л.д. 164 т. 1).
Этот вывод следует и из смысла абз. 5 ч. 3 ст. 84 ФЗ N 131, введенного Федеральным законом от 28.12.2004 г. N 186-ФЗ, допускавшего ранее наличие в границах муниципального образования города, других населенных пунктов, являвшихся муниципальными образованиями.
Следовательно, для включения села Маган в состав городского округа правовых препятствий не имелось.
Кроме того, в случае наделения села Маган статусом сельского поселения и, как следствие, наделение города Якутска статусом муниципального района, в силу ч. 2 ст. 11 и ч. 7 ст. 13 ФЗ N 131 должно быть доказано отсутствие сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ или отсутствие сложившейся социальной транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственный полномочий, а также должно быть проведено соответствующее голосование населения муниципального образования города.
Не представляется возможным и включение села Маган в состав муниципального района, территория которого смежена с городом Якутском, поскольку имеется социальная, транспортная и иная инфраструктура только с г. Якутск и в силу требований абз. 4 ч. 1 ст. 2 ФЗ N 131 отсутствует иная, кроме как с городом Якутск общая территория.
Нельзя согласиться и с утверждением в кассационном представлении о том, что муниципальное образование "село Маган" не является внутригородским, поскольку, как указывает прокурор, отсутствует соответствующая норма в уставах МО "г. Якутск" и МО "с. Маган".
Это утверждение противоречит п. 3 ст. 6 ФЗ N 154. В этой статье не установлены требования о самостоятельности или уровне муниципального образования, расположенного в границах городского муниципального образования, а все муниципальные образования (без каких-либо исключений), находящиеся на территории единого городского муниципального образования, определены законодателем как внутригородские.
Аналогичная норма содержится и в п. 7 ст. 7 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25 сентября 1997 года.
Ссылка в кассационном представлении прокурора на то, что населенные пункты, если они не предусмотрены в генеральном плане поселения в качестве территорий, предназначенных для его развития, не могут входить в состав городского округа, опровергается положениями части 3 ст. 85 ФЗ N 131, п. 5 ч. 1 ст. 11, пунктами 3 и 4 ч. 1 ст. 11 этого же закона.
Из содержания оспариваемого Закона следует, что им определены внешние границы муниципального образования "город Якутск", границы МО "село Маган" не изменялись, в связи с чем учета мнения населения последнего не требовалось.
Кроме того, население "Магана" участвовало в проведении референдума в сентябре 2002 года по поводу создания единого муниципального образования "город Якутска" в границах административно-территориальной единицы - города республиканского значения города Якутска, что свидетельствует об автоматическом вхождении МО "п. Маган" в МО "город Якутск". Его результаты МО "поселок Маган" не были оспорены и недействительными не признаны, в связи с чем они были обязательны и для населения данного внутригородского муниципального образования.
С учетом изложенного являются несостоятельными доводы кассационной жалобы администрации МО села Маган о том, что мнение населения данного муниципального образования, не учитывалось.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что на момент принятия оспариваемого Закона Маган имел статус поселка, опровергается вступившими в силу с 20 февраля 2004 года постановлением Госсобрания республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года.
Ссылка на ч. 3 ст. 24 ФЗ N 131 несостоятельна, поскольку в соответствии со ст. 83 этого же Закона она вступает в силу с 1 января 2006 года.
Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 сентября 2002 года, которым было отменено постановление ЦИК Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2002 года о назначении местного референдума на территории г. Якутска на 29 сентября 2002 года в части его назначения на территории муниципального образования пос. Жатай, не имеет правового значения для настоящего дела.
В отношении муниципального образования пос. Маган такого решения судом не принималось. Кроме того, границы муниципального образования "город Якутск" установлены в связи с принятием Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, принятого позднее указанного выше решения суда.
Соглашаясь с решением суда, Судебная коллегия исходит также из того, что прокурор не ссылался в заявлении на то, что оспариваемый закон на момент его принятия противоречил федеральному законодательству. Прокурор указывал лишь на то, что он вошел в противоречие с требованиями федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в новой редакции (от 28 декабря 2004 года, вступившей в силу 30 декабря 2004 г.), который обратной силы не имеет и к возникшим ранее (на момент принятия оспариваемого закона) правоотношениям не применим.
Кроме того, согласно ст. 85 данного закона в случае, если границы муниципальных образований не утверждены органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2005 года в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, границы муниципальных образований утверждаются до 31 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
К моменту обращения прокурора с заявлением в суд, полагавшего, что границы муниципального образования "город Якутск" вошли в противоречие с новой редакцией Федерального закона, и принятия судом решения, установленный срок для принятия федеральным органом исполнительной власти соответствующего решения не истек.
Более того, как было указано выше, границы муниципального образования "город Якутск" были установлены до 1 января 2005 года.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационном представлении и кассационной жалобе, не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2005 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Республики Саха (Якутия) и кассационную жалобу муниципального образования села Маган - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 июня 2005 г. N 74-Г05-5
Текст определения официально опубликован не был