Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 февраля 2005 г. N 75-Г04-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - В.Н. Пирожкова,
судей - Т.И. Ерёменко и В.Б. Хаменкова
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Старченко Л.В. о признании несоответствующими (противоречащими) федеральному законодательству положений Закона РК от 11.02.1998 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РК "О государственной службе республики Карелия" в части по кассационной жалобе Старченко Л.В. на решение Верховного Суда Республики Карелия от 19 ноября 2004 года, которым постановлено: в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Ерёменко, объяснения Л.В. Старченко, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Министерства Финансов РК по доверенности Ю.В. Долгова, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобе заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Заявитель обратилась в суд с иском о признании несоответствующим (противоречащим) федеральному законодательству, а именно п. 1 Указа Президента РФ N 854 от 16.08.1995 г. "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности РФ и государственные должности федеральной государственной службы", в котором указано, что "...месячное денежное вознаграждение для исчисления размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии определяется (по выбору этих лиц) по государственной должности РФ, замещавшейся на день достижения ими возраста, дающего право на государственную пенсию по старости, либо по последней государственной должности РФ, полномочия по которой были прекращены";
ст.ст. 21 и 22 Закона РФ от 15.12.2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", согласно которым право выбора среднемесячного заработка для исчисления пенсии предоставлено служащему.
Кроме того, полагает, что указанное дополнение Закона затрагивает права и законные интересы, предоставленные ей ст. 19 ч. 1, ст. 39 ч. 1 и ст. 55 Конституции РФ.
По мнению заявительницы, в связи с внесением указанного дополнении она лишена права получать доплату к государственной пенсии по должности заместителя министра, которую она занимала на день достижения возраста, дающего право на пенсию по старости в 1982 году. Ущемление права выражается в размере пенсионного обеспечения.
Заявительница просит признать недействующим вышеуказанное дополнение к части 2 статьи 21 Закона РК "О государственной службе Республики Карелия" в части внесения Законом РК от 11.02.1998 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РК" дополнения "но не ранее 01.01.1997 года" и обязать органы социального обеспечения Министерства здравоохранения, социального развития и спорта РК сделать перерасчет доплаты государственной пенсии заявительницы из должностного оклада по должности, замещавшейся ею на день достижения возраста, дающего право на государственную пенсию по старости, т.е. на 20.07.1982 года.
В судебном заседании Старченко Л.В. заявление поддержала, пояснив вышеизложенное.
Представитель Законодательного собрания РК по доверенности Титов И.В. с заявлением не согласен, полагает, что дополнения от 11.02.1998 г. в Закон РК "О государственной службе Республики Карелия" "но не ранее 01.01.1997 г." принятые пределах полномочий субъекта федерации, который самостоятелен в решении вопросов, отнесенных к его компетенции. Доплата к пенсии государственного служащего является дополнительной гарантией, финансируемой за счет средств бюджета Республики Карелия, поэтому законодатель вправе самостоятельно определять порядок и условия ее назначения, а также дату, начиная с которой устанавливается доплата.
Представители Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия по доверенности Рехлов А.Н. и Корчемкина М.В. с заявлением также не согласны, поддержали доводы представителя Законодательного собрания РК.
Представитель Главы Республики Карелия по доверенности Воронова Л.М. с заявлением также не согласна. Считает, что оспариваемое дополнение не меняет существа Закона, вступившего в силу с 1 января 1997 года "О государственной службе Республики Карелия", т.к. изначально право на доплату к пенсии возникало в любом из указанных в статье 21 части 2 случае не ранее 1 января 1997 года, т.е. со дня вступления Закона РК в действие. Оспариваемое дополнение лишь уточнило указанное обстоятельство и принципиального значения не имело.
Представитель Министерства финансов РК по доверенности Долгов Ю.В. с заявлением не согласен, полагает, что оспариваемые дополнения не противоречат федеральному законодательству и приняты в пределах компетенции субъекта федерации.
Представитель Министерства здравоохранения, социального развития и спорта РК по доверенности Симонов А.Н. не согласен с заявлением, полагая, что Министерство исполняет Закон и нарушений не допускает.
По делу постановлено указанное выше решение.
Старченко Л.В. подала кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и удовлетворить ее заявление.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Судом было установлено, что 10 января 1997 года был принят Закон Республики Карелия "О государственной службе Республики Карелия", который вступил в действие с 1 января 1997 года. Указанный Закон в статье 21 предусмотрел установление ежемесячной доплаты к государственной пенсии государственным служащим Карелии при наличии необходимого стажа работы на государственной службе (12,5 лет для мужчин и 10 лет для женщин). При этом в части 2 статьи 21 Закона предусматривалось исчисление месячного денежного содержания государственного служащего для исчисления ежемесячной доплаты к государственной пенсии по выбору лица, обратившегося за установлением доплаты к пенсии, по должности, занимаемой им на день прекращения государственной службы или на день достижения возраста, дающего право на государственную пенсию по старости (возрасту).
В статье 22 Закона в стаж государственной службы, дающий право на ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет, на ежемесячную доплату к государственной пенсии законодатель включил время работы в аппаратах органов государственной власти и управления. Статья 40 часть 2 положения настоящего закона распространила на лиц, занимающих государственные должности и государственных служащих, если они находились на государственных должностях на день введения настоящего закона в действие, т.е. на 1 января 1997 года. Таким образом, право выбора месячного денежною содержания по части 2 статьи 21 Закона предоставлялось государственному служащему, находившемуся на 1 января 1997 года на государственной службе Республики Карелия.
Из материалов дела видно, что Старченко Л.В., на день прекращения государственной службы, работала в Министерстве юстиции Республики Карелия в должности консультанта и ей была исчислена доплата к пенсии по данной должности, о чем имеется вступившее в законную силу определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 29 июня 2004 года.
Законом Республики Карелия от 11.02.1998 г. N 259 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия "О государственной службе Республики Карелия" была дополнена часть 2 статьи 21 Закона и после слов "по старости (возрасту)" записано, "но не ранее 1 января 1997 года".
Суд правильно пришел к выводу о том, что дополнение указанной статьи не изменило смысла статьи в части выбора месячного денежного содержания государственного служащего для исчисления размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии, а носило лишь уточняющий характер и, следовательно, указанным правовым предписанием не нарушались права и законные интересы заявительницы.
Закон Республики Карелия "О государственной службе Республики Карелия" и указанное дополнение к нему были приняты в пределах компетенции субъекта федерации, что подтверждено постановлением Конституционного суда Республики Карелия от 9 января 2002 года и не оспаривается заявительницей.
Не нашло своего подтверждения утверждение заявительницы о том, что указанное дополнение противоречит Указу Президента РФ от 16.08.1995 N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности РФ и государственные должности федеральной государственной службы", которым установлен аналогичный порядок выбора месячного денежного содержания для исчисления ежемесячной доплаты к государственной пенсии, поскольку Указ Президента распространяется только на федеральных государственных служащих, а не на государственных служащих субъектов федерации и не распространяется на прошлое время, что установлено также постановлением Правительства РФ от 11.11.1999 г. N 1233.
Поскольку отсутствует Федеральный закон о государственной службе субъектов федерации, то субъект федерации - Республика Карелия приняла Закон "О государственной службе Республики Карелия" с учетом финансовых возможностей субъекта, в котором предусмотрена дополнительная гарантия для государственного служащего Республики Карелия в виде доплаты к государственной пенсии, определив действие Закона изначально с 1 января 1997 года.
Его действие не распространено на лиц, работавших в аппаратах органов государственной власти и управления до 1 января 1997 года. Статьей 22 Закона законодатель лишь включил время работы в аппаратах государственной власти и управления до 1 января 1997 года в стаж государственной службы, дающий право на ежемесячную надбавку к государственной пенсии Оспариваемое правовое предписание "но не ранее 01.01.1997." не изменило смысла Закона в этой части на день его принятия.
Довод заявительницы о том, что указанное правовое предписание "но не ранее 01.01.1997 г." противоречит ст.ст. 21 и 22 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" в части права выбора среднемесячного заработка также является несостоятельным, т.к. указанные статьи регулируют вопросы назначения, перерасчета государственных пенсий, а не доплат к государственным пенсиям, предусмотренных законодательством субъектов.
Дав анализ действующему законодательству и добытым по делу доказательствам, суд пришел к выводу о том, что заявительнице следует отказать в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Карелия от 11.02.1998 г. в части внесения дополнения "но не ранее 01.01.1997 года" и соответственно в части обязанности сделать перерасчет доплаты к государственной пенсии из должностного оклада по должности заместителя министра Карельской ССР на 20.07.1982 года.
Ссылка на то, что суд должен был толковать норму закона в соответствии с Конституцией РФ, не может быть признана состоятельной, поскольку суд общей юрисдикции проверяет соответствие законов субъектов законам Российской Федерации.
Кроме того, поскольку оспариваемая норма устанавливает не пенсионное обеспечение, а доплату к пенсии, т.е. дополнительную гарантию, установление которой входит в компетенцию субъекта, который вправе определять порядок и условия ее назначения, что не противоречит федеральному законодательству.
Оснований к отмене постановленного по делу решения не имеется.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 19 ноября 2004 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Старченко Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
В.Б. Хаменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 февраля 2005 г. N 75-Г04-7
Текст определения официально опубликован не был