Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 января 2004 г. N 77-Г03-14
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
судей Ерёменко Т.И. и Хаменкова В.Б.
рассмотрела в судебном заседании от 28 января 2004 года дело по кассационной жалобе Войтенко А.В. на решение Липецкого областного суда от 3 ноября 2003 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании недействующим пункта 42 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Липецкой области.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения Войтенко А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителя администрации Липецкой области Мурзиной Т.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
В соответствии с пунктом 42 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Липецкой области, утвержденных постановлением Липецкого облисполкома и президиума областного Совета профсоюзов от 29 декабря 1984 г. N 741, жилое помещение предоставляется гражданам на одного человека в пределах нормы жилой площади, но не менее 9 квадратных метров.
Войтенко А.В. обратился в суд с заявлением о признании данного пункта Правил недействующим, указав, что предусмотренная им минимальная норма предоставления жилья противоречит статье 11 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года "Об основах федеральной жилищной политики", в соответствии с которой социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, устанавливаемому органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов. Заявитель считает, что социальная норма площади жилья в Липецкой области установлена постановлением Липецкого областного собрания депутатов N 1261-пс от 27 ноября 1997 г. и в настоящее время равна 18 кв. м. на одного члена семьи, состоящей из 3-х человек и более. По мнению заявителя, оспариваемым нормативным актом нарушены его жилищные права, поскольку на состав семьи из 4-х человек ему предоставлена квартира по площади меньше, чем ему полагается по закону.
Решением суда от 3 ноября 2003 года в удовлетворении заявления Войтенко А.В. отказано.
В кассационной жалобе он просит об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда и считает его правильным.
В соответствии со статьями 251, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса РСФСР предусмотрено, что жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади (ст. 38), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, но не менее размера, устанавливаемого в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Статьей 38 Жилищного кодекса РСФСР норма жилой площади установлена в размере 12 кв. м. на одного человека.
Постановлением Совета Министров РСФСР N 335 от 31 июля 1984 года утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, согласно пункту 42 которых жилое помещение предоставляется гражданам на одного человека в размере, установленном Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, и не может быть менее социальной нормы площади жилья, эквивалентной минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.
Из чего следует, что установление норм предоставления жилой площади лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, федеральным законодательством отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Липецкого областного Собрания депутатов от 27 ноября 1997 г. N 1261-пс утверждена Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области. Указанной Программой в разделе 3.7 "Региональные (областные) стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" определен региональный (областной) стандарт социальной нормы площади жилья.
Стандарт определяется исходя из следующих норм обеспеченности жильем, в том числе для граждан, проживающих в общежитиях:
18 кв. м. общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек в городской местности;
22 кв. м общей площади на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек в сельской местности;
42 кв. м общей площади на семью из двух человек в городской местности;
33 кв. м общей площади на одиноко проживающих граждан в городской и сельской местности;
18 кв. м общей площади на одного человека, проживающего в коммунальной квартире.
Социальная норма площади жилья для одиноких граждан, проживающих в однокомнатной квартире, в коммунальной квартире, в общежитиях, и граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых помещениях, равна фактически занимаемой ими общей площади жилья (в ред. постановления Липецкого областного Совета депутатов от 10.07.2003 N 283-пс).
Из анализа приведённых норм суд сделал правильный вывод, что региональный (областной) стандарт социальной нормы площади жилья установлен для расчета компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а также для определения объема финансирования содержания жилищно-коммунального хозяйства из областного бюджета.
Социальная норма площади жилья, которая могла бы быть приравнена к минимальному размеру предоставления жилых помещений, в Липецкой области не установлена.
На основании изложенного суд обоснованно посчитал, что оспариваемый пункт Правил не противоречит статье 11 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики".
При таких обстоятельствах, установив, что оспариваемый заявителем пункт 42 Правил федеральным законам не противоречит, суд обоснованно, в соответствии с требованиями статьи 253 ГПК РФ, отказал Войтенко А.В. в удовлетворении заявления о его признании недействующим.
Иных правовых доводов, кроме тех, которые были предметом исследования и оценки суда, кассационная жалоба Войтенко А.В. не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Липецкого областного суда от 3 ноября 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Войтенко А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Манохина Г.В. |
Судьи |
Ерёменко Т.И. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 января 2004 г. N 77-Г03-14
Текст определения официально опубликован не был