В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.
Законопроектом предлагается установление института общественно-профессиональной аккредитации профессиональных образовательных программ, проводимой специализированными организациями, создаваемыми общероссийскими и межрегиональными отраслевыми (межотраслевыми) объединениями работодателей в организационно-правовых формах, предусмотренных для некоммерческих организаций.
Однако положения законопроекта, касающиеся общественно-профессиональной аккредитации профессиональных образовательных программ, утратили свои актуальность и необходимость после изменения в 2007 году законодательных актов Российской Федерации в области образования и подлежат исключению.
В частности, Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования" в законодательные акты Российской Федерации в области образования были внесены изменения, согласно которым объединения работодателей участвуют в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования.
Таким образом, требования объединения работодателей к профессиональным программам в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" отражаются в федеральных государственных образовательных стандартах и федеральных государственных требованиях, а контроль за их соблюдением со стороны объединений работодателей осуществляется при государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования.
Следует также отметить, что пунктом 25 статьи 33 Закона "Об образовании" установлено, что образовательные учреждения могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах и такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства со стороны Российской Федерации.
Вместе с тем статьей 33 законопроекта устанавливается, что затраты на проведение общественно-профессиональной аккредитации оплачиваются соответствующим образовательным учреждением или организацией, реализующей дополнительные профессиональные образовательные программы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду абзац 25 пункта 14 статьи 1 законопроекта
Учитывая, что федеральное государственное образовательное учреждение финансируется за счет ассигнований федерального бюджета, предлагаемое введение в образовательную практику общественно-профессиональной аккредитации профессиональных образовательных программ с оплатой затрат соответствующим образовательным учреждением или организацией может потребовать выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Законопроектом предусматривается введение нового субъекта образовательной деятельности - организаций, реализующих дополнительные профессиональные образовательные программы, под которыми понимаются созданные в любых предусмотренных гражданским законодательством организационно-правовых формах организации, осуществляющие образовательную деятельность наряду с их основными уставными видами деятельности.
В соответствии с законопроектом указанные организации не могут реализовывать дополнительные профессиональные программы, по которым установлены государственные требования, а также дополнительные профессиональные образовательные программы, связанные с обеспечением государственных гарантий, безопасности государства и общества, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Данное предложение не является обоснованным, поскольку может лишить возможности осуществлять обучение по программам дополнительного профессионального образования, например, в организациях оборонного комплекса, космической, медицинской промышленности, иных организациях, где имеется в наличии необходимая практическая и теоретическая база для повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки соответствующих специалистов. Также неясно, чем вызвано предложение о запрете на реализацию названными организациями дополнительных профессиональных образовательных программ, по которым установлены федеральные государственные образовательные требования.
Наряду с этим законопроектом предлагается исключить из Закона Российской Федерации "Об образовании" положения, касающиеся порядка осуществления образовательной деятельности научными организациями, заменив их регулированием деятельности организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы. Однако это предложение не может быть поддержано, поскольку им не учитывается, что научные организации реализуют не только дополнительные профессиональные образовательные программы, но и программы послевузовского профессионального образования.
Изменения, которые вносятся в статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании", касающиеся финансирования федеральных государственных образовательных учреждений, а также содержащие определение образовательного учреждения, следует исключить, как не относящиеся к предмету регулирования законопроекта.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект в представленной редакции.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 2488п-П44 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 493627-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части дополнительного профессионального образования и общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ", внесенный депутатом Государственной Думы В.Н. Ивановой (в период исполнения полномочий)"
Текст письма официально опубликован не был