Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 ноября 2004 г. N 79-Г04-18
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В., судей Соловьева В.Н. и Макарова Г.В.
рассмотрела в судебном заседании от 17 ноября 2004 г. дело по заявлению и.о. прокурора Усть-Ордынского Бурятского автономного округа об оспаривании абзаца 1 п. 1, п. 2, п. 3, п. 4 ст. 2 Закона округа "О структуре исполнительных органов государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" N 09-ОЗ от 22.07.04 г. по кассационным жалобам Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Администрации округа на решение суда Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 19 августа 2004 г., которым заявленные прокурором требования были удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда необоснованным за исключением положения, содержащего в п. 4 ст. 2 оспариваемого закона УОБАО, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Усть-Ордынского Бурятского автономного округа обратился в суд с заявлением о признании недействующими ряда положений закона от 22.07.04 г. N 09-ОЗ "О структуре исполнительных органов государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа". Закон опубликован в газете "Панорама округа" от 23.07.2004 г. N 121-122 (2324-2325) и вступил в законную силу со дня его официального опубликования. Указанным законом округа определена структура исполнительных органов государственной власти УОБАО, что противоречит ст. 33 Устава УОБАО, ч. 1 ст. 2 ФЗ от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ (в ред. от 04.07.2003 г.) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В судебном заседании прокурор поддержал заявление и пояснил, что абзац 1 п. 1, п. 2, п. 3, п. 4 ст. 2 Закона округа от 22.07.2004 г. N 09-ОЗ "О структуре исполнительных органов государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" противоречат указанным нормам федерального законодательства и Уставу Бурятского автономного округа. Заинтересованные лица представитель администрации Округа, представитель Думы заявление прокурора не признали и пояснили, что оспариваемый закон не противоречит ч. 1 ст. 2 ФЗ "Об общих принципах организации (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Решением суда Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 19.08.2004 г. заявленные прокурором округа требования удовлетворены в полном объеме.
Суд признал абзац 1 п. 1, п. 2, п. 3, п. 4 ст. 2 Закона округа от 22 июля 2004 г. N 09-ОЗ "О структуре исполнительных органов государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" противоречащим ст. 33 Устава Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ (в ред. от 04.07.2003 г.) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации ", недействующим и не подлежащим применению со дня принятия.
В кассационных жалобах Администрация и Дума Усть-Ордынского Бурятского автономного округа просят отменить вынесенное по данному делу решение, утверждая, что положенные в его основу выводы не соответствуют действительности и являются следствием ошибочного понимания норм федерального законодательства в отношении организации и полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит вынесенное по данному делу решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд указал, что оспариваемым законом округа определена структура исполнительных органов государственной власти УОБАО, отдельные положения, которого противоречат ст. 33 Устава Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, а также ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ (в ред. от 04.07.2003 г.) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии с абзацем 1 п. 1 ст. 2 Закона округа исполнительными органами государственной власти округа являются администрация округа - постоянно действующий высший орган исполнительной власти округа, иные исполнительные органы государственной власти округа.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона округа высший орган исполнительной власти округа - администрация округа состоит из главы администрации округа, первого заместителя главы администрации округа, заместителей главы администрации округа, руководителей иных исполнительных органов государственной власти округа.
Иными исполнительными органами государственной власти округа, согласно п. 3 ст. 2 Закона округа, являются следующие органы: а) по здравоохранению, социальному развитию, спорту, туризму и управлению в области труда и охраны труда; б) по жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту, связи, управлению в области архитектуры и градостроительства; в) по развитию сельского хозяйства и т.д. Таким образом, иные исполнительные органы государственной власти округа образуют структурные подразделения администрации округа, сформированные по отраслевому принципу.
П. 4 ст. 2 Закона округа предусмотрено право администрации округа создавать иные, в т.ч. территориальные органы исполнительной власти округа.
По мнению суда, изложенная в вышеназванном Законе округа структура исполнительных органов государственной власти округа не соответствует структуре исполнительных органов государственной власти округа, предусмотренной Уставом округа.
Указанное мнение суда представляется ошибочным, так как Устав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа не содержит определения, раскрывающего понятие структуры исполнительных органов государственной власти округа как таковой.
Из содержания Главы пятой Устава округа "Исполнительная власть Усть-Ордынского Бурятского Автономного округа" усматривается, что она сводится к определению понятия Главы администрации как высшего должностного лица, перечню его полномочий и оснований их прекращения.
В тоже время в силу ст. 33 Устава непосредственным органом исполнительной власти автономного округа является администрация, порядок организации которой и ее деятельность определяется Законом округа.
В соответствии с п. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ (в ред. от 04.07.2003 г.) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
В силу п. 1 ст. 25 Устава округа - Дума УОБАО принимает законы по вопросам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и округа и к исключительному ведению округа. К полномочию Думы отнесено утверждение схемы управления автономным округом и структуры администрации округа.
Как пояснили в судебном заседании представители Думы и Администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа оспариваемый прокурором закон и был принят в соответствии с нормами указанных законодательных актов, Уставом округа и преследовал цель установить структуру исполнительных органов государственной власти автономного округа.
Как усматривается из мотивировочной части решения, суд в своих выводах допускает смешение понятий системы государственной власти со структурой органов исполнительной власти, что представляется недопустимым.
В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Между тем, удовлетворяя требование прокурора, суд сослался на обстоятельства, которые судом не выяснялись, доказательств в их подтверждение суду представлено не было.
В данном случае это относится к утверждению о том, что принятие оспариваемого закона повлечет увеличение штата государственных служащих, что противоречит требованиям бюджетного законодательства.
Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации обращено внимание на то, что, рассматривая доводы прокурора в части противоречий положений оспариваемого закона округа Уставу, суд фактически отказал вправе законодательному органу округа принимать законы, определяющие порядок организации и деятельности администрации округа, ее структурных подразделений, осуществляющих полномочия исполнительной власти в конкретных сферах управления.
В полной мере относится это и к положению, содержащемуся в п. 4 ст. 2 оспариваемого Закона.
Судом правильно отмечено, что в силу ч. 4 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Между тем, несостоятельным является суждение суда о том, что принятие Закона округа "О структуре исполнительных органов государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" N 09-ОЗ от 22.07.2004 г. является по своей сути повторением отмененного закона "О структуре исполнительных органов государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа".
Ранее признанный недействующим закон регулировал иные вопросы, в частности, он касался образования территориальных органов государственной власти автономного округа.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что оспариваемый закон округа противоречит нормам федерального законодательства, а также положениям Устава Усть-Ордынского Бурятского автономного округа не основан на имеющихся в деле доказательствах и не соответствует установленным обстоятельствам.
Поскольку решение суда основано на выводах, несоответствующих обстоятельствам дела, то оно не может быть признано законным, в связи с чем подлежит отмене.
Вместе с тем, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе прокурору в удовлетворении заявленного им требования.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение суда Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 19 августа 2004 г. - отменить.
В удовлетворении заявления прокурора Усть-Ордынского Бурятского автономного округа об оспаривании положений, содержащихся в абз. 1 п. 1, п. 2, п. 3, п. 4 ст. 2 Закона округа "О структуре исполнительных органов государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" N 09-ОЗ от 22.07.2004 г. - отказать.
Председательствующий |
Манохина Г.В. |
Судьи |
Соловьев В.Н. |
|
Макаров Г.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 ноября 2004 г. N 79-Г04-18
Текст определения официально опубликован не был