Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2004 г. N 79-Г04-21
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Манохиной Г.В., судей - Харланова А.В. и Хаменкова В.Б.
рассмотрела в судебном заседании от 1 декабря 2004 года дело по кассационной жалобе администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа на решение суда Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 15 сентября 2004 года, которым удовлетворены заявления исполняющего обязанности прокурора Усть-Ордынского Бурятского автономного округа о признании недействующими постановлений главы администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 23.07.2004 г. о создании территориальных управлений администрации округа по Аларскому, Баяндаевскому, Боханскому, Нукутскому и Осинскому районам и утверждённых ими Положений о территориальных управлениях администрации округа по указанным районам Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Дмитриева А.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
исполняющий обязанности прокурора Усть-Ордынского Бурятского автономного округа обратился в суд с заявлениями о признании недействующими постановлений главы администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 23.07.2004 г. о создании территориальных управлений администрации округа по Аларскому, Баяндаевскому, Боханскому, Нукутскому и Осинскому районам и утверждённых ими Положений о территориальных управлениях администрации округа по указанным районам Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
Определением судьи от 27 августа 2004 года все заявления соединены в одно производство.
В обоснование своих требований прокурор сослался на то, что Уставом округа не предусмотрены такие органы государственной власти, как районные управления администрации округа.
Считал, что правовые акты руководителя таких территориальных управлений не могут являться обязательными для исполнения на территории названных выше районов Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, поскольку в пределах указанных территорий местное самоуправление не упразднено.
Решением суда от 15 сентября 2004 года заявления прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация Усть-Ордынского Бурятского автономного округа просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Как следует из материалов дела, 23 июля 2004 года главой администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа принят ряд постановлений (за NN 176-п - 180-п) о создании территориальных управлений администрации округа по Аларскому, Баяндаевскому, Боханскому, Нукутскому и Осинскому районам, которыми утверждены соответствующие Положения о территориальных управлениях администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа по указанным районам.
В соответствии с пунктами 1 глав 1 названных Положений территориальные управления относятся к категории иных органов исполнительной власти округа.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из положений части 1 статьи 2, пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ (в ред. от 04.07.2003 г.) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" о том, что систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Перечень исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Приняв во внимание, что Уставом округа такие иные исполнительные органы государственной власти, как территориальные управления по районам округа, не предусмотрены, суд сделал правильный вывод о незаконности оспариваемых прокурором постановлений и утверждённых ими Положений.
Можно согласиться с мотивами суда о незаконности Положений в той части, в какой они наделяют территориальные управления администрации округа полномочиями и функциями, не соответствующими полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления, предусмотренным статьёй 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. и отнесённым к ведению муниципальных образований.
В этой связи суд обоснованно отметил, что согласно положениям Уставов Аларского, Баяндаевского, Боханского, Нукутского и Осинского районов названные районы являются муниципальными образованиями, в пределах территории которых в соответствии с пунктом 2 статьи 39 Устава округа, пунктом 1 статьи 11 Закона округа "О местном самоуправлении в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе" должно осуществляться местное самоуправление, в связи с чем правомерно счёл не соответствующими закону указания оспариваемых Положений об обязательности правовых актов руководителей территориальных управлений администрации округа, принятых по вопросам ведения местного самоуправления, для всех предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, а также должностных лиц и граждан указанных районов округа.
При таких обстоятельствах решение суда о признании противоречащими федеральному закону, недействующими и не подлежащими применению оспариваемых постановлений и утверждённых им Положений следует признать законным и обоснованным.
Правовых доводов, по которым такое решение могло бы быть отменено, кассационная жалоба администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение суда Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 15 сентября 2004 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа - без удовлетворения.
Председательствующий |
Манохина Г.В. |
Судьи |
Харланов А.В. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 декабря 2004 г. N 79-Г04-21
Текст определения официально опубликован не был