Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 ноября 2003 г. N 82-Г03-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Лаврентьевой М.Н.,
судей Макарова Г.В., Еременко Т.И.
рассмотрела в судебном заседании от 27 ноября 2003 года гражданское дело по заявлению Баукина В.В. о признании несоответствующим федеральному законодательству и не подлежащим применению на территории Курганской области Закона Курганской области "О транспортном налоге на территории Курганской области" от 26 ноября 2002 г. по кассационной жалобе Баукина В.В. на решение Курганского областного суда от 25 августа 2003 года, которым постановлено: "В удовлетворении заявления Баукина В.В. о признании несоответствующим федеральному законодательству и не подлежащим применению на территории Курганской области Закона Курганской области "О транспортном налоге на территории Курганской области" от 26 ноября 2002 г. отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Макарова Г.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Баукин В.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании Закона Курганской области "О транспортном налоге" от 26.11.02 г., ссылаясь на то, что данный Закон противоречит ч. 2, ч. 3 ст. 361 НК РФ - налоговые ставки увеличены в 13,3 раза, тогда как в соответствии с ч. 2 ст. 361 НК РФ налоговые ставки, указанные в п. 1 настоящей статьи могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов РФ, но не более чем в 5 раз. Законодателем Курганской области не установлены дифференцированные ставки в отношении каждой категории транспортных средств с учетом срока полезного использования транспортного средства. Кроме того, указал, что принятый закон противоречит положениям ч. 3 ст. 17, ч. 2 ст. 19, ч. 2 ст. 35, ч. 2 ст. 55 Конституции РФ. В судебном заседании Баукин В.В. поддержал свое заявление, дополнительно указав, что введение ставки транспортного налога, в частности, для владельцев легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) в размере 60 руб., хотя и находится в пределах, предусмотренных федеральным законодательством, нарушает права и законные интересы владельцев автомобилей, является нецелесообразным, исходя из уровня обеспеченности населения Курганской области.
По делу постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе Баукин В.В. указывает о несогласии с решением суда, ставит вопрос о его отмене и направлении дела на новое рассмотрение либо принятия решения по существу кассационной инстанцией. В обоснование жалобы указывает на то, что решение постановлено без понимания сложившейся ситуации и установления противоречия оспариваемого Закона федеральному законодательству с ущемлением конституционных прав граждан. Сославшись на положения ст. 361 НК РФ, отмечает, что законом области необоснованно в 4 раза увеличены базовые ставки и это сделано без учета уровня доходов населения области в сравнении с другими регионами страны. Согласно оспариваемому закону подлежащий уплате за транспортное средство налог с него превышает его годовой доход, что противоречит ст. 55 Конституции РФ, исключающей издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Конкретные положения указанных выше норм НК РФ судом во внимание или не приняты либо истолкованы неправильно, что фактически повлекло дискриминацию прав граждан. Вывод суда об отсутствии противоречий между оспариваемым законом и федеральным законодательством не соответствует действительности и является неправильным.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
При вынесении решения суд исходил из того, что 26 ноября 2002 года Курганской областной Думой принят нормативный акт - Закон Курганской области "О транспортном налоге на территории Курганской области", который опубликован в газете "Новый мир" 29 ноября 2002 года, Законом Курганской области "О внесении дополнений в Закон Курганской области "О транспортном налоге на территории Курганской области" от 08.05.03 г., опубликованном в газете "Новый мир" 16 мая 2003 года, в ст. 2 Закона внесены дополнения - пункты 2.5-2.11.
Заявитель является собственником автомобиля ..., 1993 года выпуска, мощность двигателя кВт/л.с. - ..., является плательщиком транспортного налога.
Федеральным законом от 24.07.02 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" часть вторая Налогового кодекса РФ была дополнена новой главой 28 "Транспортный налог". Положения этой главы вступили в законную силу с 1 января 2003 г. (ст. 21 ФЗ N 110-ФЗ).
В соответствии со ст. 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", ст. 14 части первой НК РФ транспортный налог является региональным налогом (налогом субъектов РФ) и согласно ст. 9 ФЗ N 110-ФЗ он заменил два федеральных налога, выступавших в качестве источников образования средств дорожных фондов - налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. В главе 28 части второй НК РФ определены: налогоплательщики транспортного налога, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления налога. Остальные элементы налогообложения должны быть установлены субъектами РФ.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе определить: 1) ставку транспортного налога в пределах, установленных НК РФ, 2) порядок и сроки его уплаты, 3) форму отчетности, 4) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Конкретные размеры налоговых ставок по транспортному налогу устанавливаются субъектами РФ. Пунктом 1 ст. 361 ГК РФ установлены размеры этих ставок, пунктом 2 указанной статьи определено, что налоговые ставки, указанные в п. 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз, а следовательно, для законодательного органа субъекта РФ при установлении размера налоговых ставок возможны три варианта: в законе субъекта РФ могут быть продублированы размеры ставок, предусмотренные пунктом 1 ст. 361 ГК РФ; субъект РФ может увеличить налоговые ставки, установленные на федеральном уровне, не более чем в пять раз; субъект РФ вправе уменьшить ставки, предусмотренные ч. 2 НК РФ, но не более чем в пять раз.
При определении ставки транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт), которая непосредственно оспаривается заявителем, субъект РФ мог исходить из ставки, определенной п. 1 ст. 361 НК РФ в 15 руб., либо уменьшить ее не более чем в 5 раз (15 : 5 = 3) или увеличить ее, но не более чем в 5 раз (15 х 5 - 75), таким образом, имея право установить размер ставки от минимальной в 3 рубля до максимальной - 75 рублей за 1 л.с. Курганская областная Дума, установив размер ставки в 60 рублей, действовала в пределах полномочий, установленных федеральным законом (ст. 361 НК РФ). Размеры ставок по другим транспортным средствам заявителем не оспаривались, но при анализе Закона Курганской области усматривается, что они определены также в пределах, установленных федеральным законодательством, поэтому в этой части довод заявителя несостоятелен.
Довод заявителя о том, что законодательный орган Курганской области в противоречие с действующим законодателем не установил дифференцированные ставки также не может быть принят во внимание, так как в соответствии с пунктом 3 ст. 361 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории транспортных средств и срока их полезного использования. Из текста этой статьи следует, что установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории транспортных средств и срока их полезного использования является правом, а не обязанностью субъекта РФ, а поэтому отсутствие дифференцированных ставок в Законе Курганской области "О транспортном налоге на территории Курганской области" не является противоречием действующему федеральному законодательству. Сумма транспортного налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, полученных от органов Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Форма налогового уведомления на уплату транспортного налога физическими лицами утверждена Приказом МНС РФ от 14 октября 2002 г. N БГ-3-04/566. Налоговое уведомление вручается налогоплательщику не позднее 1 июня текущего налогового период. Возможны ситуации, когда транспортное средство регистрируется или, наоборот, снимается с регистрации не по окончании, а в течение налогового периода. В этом случае сумма налога определяется с применением коэффициента, рассчитываемого с учетом числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика и числа календарных месяцев в налоговом периоде. В соответствии с п.п. 2.2-2.11 Закона Курганской области "О транспортном налоге на территории Курганской области" некоторым категориям физических лиц и организаций предоставлены льготы по уплате транспортного налога (либо они освобождены от уплаты, либо ставка налога снижена до 70%). Учитывая, что установление льгот по транспортному налогу входит в компетенцию законодательных органов субъектов РФ, само по себе предоставление льгот отдельным категориям граждан не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, данное обстоятельство не может служить основанием для удовлетворения требования Баукина В.В. о признании оспариваемого закона противоречащим действующему законодательству.
Довод заявителя о том, что Закон Курганской области "О транспортном налоге на территории Курганской области" противоречит требованиям Конституции РФ в силу ст. 125 Конституции РФ не являлся предметом судебного разбирательства. Закон Курганской области "О транспортном налоге на территории Курганской области" принят Курганской областной Думой в пределах своей компетенции, не противоречит федеральному законодательству, в частности главе 28 "Транспортный налог" части второй Налогового Кодекса РФ, поэтому оснований для удовлетворения заявления Баукина В.В. не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит суждение суда первой инстанции правильным, так как оно соответствует требованиям действующего законодательства при его правильном толковании. Доводы кассационной жалобы являются аналогичными мотивам обращения заявителя в суд, которые являлись предметом исследования и оценки суда. В решении приведены нормы права, на основании которых рассмотрено дело.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Курганского областного суда от 25 августа 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Баукина В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Н. Лаврентьева |
Судьи |
Г.В. Макаров |
|
Т.И. Еременко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 ноября 2003 г. N 82-Г03-13
Текст определения официально опубликован не был