Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 3 декабря 2004 г. N 82-О04-19
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Талдыкиной Т.Т.,
судей Колесникова H.A. и Червоткина A.C.
рассмотрела в судебном заседании 3 декабря 2004 года кассационные жалобы осужденного Корпушенко И.В., адвокатов Миронова A.B. и Никулина B.A. на приговор Курганского областного суда от 19 августа 2004 года, по которому
Щеголев А.В., ...,
осужден по ст. 105 ч. 2 п.п. "д, ж" УК РФ на 8 лет лишения свободы в воспитательной колонии.
На основании ст. 97 ч. 1 п. "в", ст. 99 ч. 2 УК РФ Щеголеву A.B. назначена принудительная мера медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра.
Корпушенко И.В., ...,
осужден по ст. 105 ч. 2 п.п. "д, ж" УК РФ на 8 лет лишения свободы в воспитательной колонии.
Заслушав доклад судьи Талдыкиной T.T., объяснения осужденного Корпушенко И.В. по доводам жалобы, мнение прокурора Саночкиной Е.А., полагавшей оставить приговор без изменения, судебная коллегия установила:
Щеголев и Корпушенко осуждены за убийство с особой жестокостью группой лиц потерпевшего С.
Преступление совершено 24 февраля 2004 года при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационных жалобах:
осужденный Корпушенко просит разобраться в деле и принять справедливое решение, указывает, что при вынесении приговора суд не учел его возраст, первую судимость, внесенные в УК РФ изменения, что он только пять раз ударил потерпевшего, считает, что суд необоснованно не применил ст. 64 УК РФ;
адвокат Миронов в защиту осужденного Корпушенко просит приговор отменить и дело прекратить, указывает, что Корпушенко признал нанесение ударов потерпевшему топорищем по туловищу, животу и груди, одного удара лопатой по спине, но отрицал, что вливал в рот потерпевшего уксус, доказательств наличия у Корпушенко умысла на убийство с особой жестокостью группой лиц не имеется, Щеголев нанес удары в область головы С. и от его действий наступила смерть потерпевшего, Корпушенко причинил потерпевшему телесные повреждения, не повлекшие вреда здоровью, поэтому Корпушенко мог нести ответственность по ст. 116 УК РФ, считает, что суд назначил Корпушенко излишне суровое наказание;
адвокат Никулин в защиту осужденного Щеголева просит с учетом возраста осужденного, раскаяния в содеянном, первой судимости снизить назначенное Щеголеву наказание;
законный представитель осужденного Щеголева Блинова Л.А. просит учесть его возраст, чистосердечное признание, условия жизни, и снизить назначенное наказание.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит, что вина осужденных в содеянном материалами дела доказана.
Как видно из показаний осужденного Щеголева, когда он, Корпушенко и С. пришли к нему, Щеголеву, домой, С. повредил запорное устройство на двери его дома. После совместного употребления спиртного, С. уснул на кровати. Он, Щеголев, решил отравить С. за то, что тот повредил замок, взял бутылку с уксусом. Увидев это, Корпушенко открыл С. рот, а он, Щеголев, залил уксус в рот С., столкнул его с кровати и нанес удары ногами по голове, а Корпушенко нанес потерпевшего удары ногами по телу. Затем он, Щеголев, нанес удары молотком по голове С., а Корпушенко топорищем нанес множество ударов по груди, спине и голове потерпевшего. С. закричал, поднялся и побежал из дома, но он и Корпушенко догнали его в сенях, где Корпушенко нанес потерпевшему удары лопатой. С. выбежал из дома, подбежал к забору, где Корпушенко еще нанес ему удар лопатой, лопата от удара согнулась. С. удалось перебраться через забор. Он, Щеголев, догнал С. на улице, сбил с ног, нанес ему удары молотком по голове и тот перестал подавать признаки жизни.
На предварительном следствии осужденный Щеголев также показывал, что Корпушенко бил С. топорищем не только по телу, но и по голове. Осужденный Корпушенко в суде признал, что нанес потерпевшему несколько ударов топорищем по груди и спине.
На предварительном следствии осужденный Корпушенко признавал, что нанес убегавшему потерпевшему удары лопатой по спине, бил его топорищем на улице, в то время как Щеголев наносил удары молотком по голове потерпевшего.
Из показаний свидетеля М. следует, что ночью 29 февраля 2004 года он ехал на автомашине, увидел лежащего на проезжей части окровавленного мужчину. Выйдя из машины, увидел двух молодых парней, один из которых убежал, а второго он задержал, руки у парня были в крови. Он вызвал милицию, приехавшим сотрудникам передал задержанного парня.
Свидетель Ш., работник милиции, показал, что, получив сообщение об обнаружении трупа, он приехал на место происшествия, где уже находились сотрудники вневедомственной охраны и задержанный Щеголев. Вскоре в кустах был обнаружен прятавшийся Корпушенко и также задержан. И Щеголев и Корпушенко не отрицали, что убили С., но перекладывали вину друг на друга.
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы потерпевшему С. были причинены множественные раны головы, сопровождавшиеся переломом костей свода и основания черепа, множественные ссадины лица, шеи, грудной клетки, нижних конечностей, раны передней брюшной стенки. Указанные повреждения возникли от воздействия твердого, тупого, колющего, рубящего и режущего предметов.
По заключению судебно-биологической экспертизы на одежде Щеголева и Корпушенко, а также на обуви Щеголева обнаружена кровь, которая могла произойти от потерпевшего С.
Вина осужденных подтверждена также данными осмотра места происшествия, выводами экспертиз о наличии на изъятых с места происшествия молотке и лопате крови, которая могла произойти от потерпевшего С.
Суд, оценив исследованные доказательства в совокупности, пришел к правильному выводу о том, что смерть потерпевшего С. наступила в результате совместных умышленных действий осужденных Щеголева и Корпушенко, отвергнув доводы осужденного Корпушенко о том, что смерть потерпевшего наступила не в результате его действий.
Соглашаясь с такой оценкой суда, судебная коллегия находит несостоятельными аналогичные доводы жалоб осужденного Корпушенко и адвоката Миронова.
Об умысле осужденных на лишение потерпевшего жизни свидетельствует сам характер их действий: совместное нанесение ударов твердыми тупыми предметами (молотком, топорищем) в жизненно важные органы потерпевшего - голову, совместное преследование пытавшегося убежать потерпевшего, одновременное и совместное продолжение нанесения ударов до достижения преступного результата - смерти потерпевшего.
Действия осужденных судом квалифицированы правильно.
При назначении осужденным наказания суд учел характер и степень общественной опасности содеянного ими, в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, их несовершеннолетний возраст, раскаяние Щеголева в содеянном, данные о личности каждого.
Оснований для снижения наказания, как об этом ставится вопрос в жалобах, и в том числе, с применением ст. 64 УК РФ, судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Курганского областного суда от 19 августа 2004 года в отношении Щеголева А.В. и Корпушенко И.В. оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Т. Талдыкина |
Судьи |
Н.А. Колесников |
|
А.С. Червоткин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 3 декабря 2004 г. N 82-О04-19
Текст определения официально опубликован не был