Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2005 г. N 81-О05-58
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ в составе:
председательствующего - Кудрявцевой Е.П.,
судей - Боровикова В.П., Линской Т.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 19 октября 2005 года кассационную жалобу адвоката Бункиной Н.Ю. и кассационное представление государственного обвинителя Рыкиной А.А. на приговор Кемеровского областного суда от 19 апреля 2005 года, которым
Алексеев А.А.
ранее судимый - 17 января 2001 года -
федеральным судом г. Белово по ст.ст. 111 ч. 3 п. "в", 158 ч. 2 п.п. "б, в,г", 116 и 119 УК РФ к 7 годам лишения свободы (освободился 15 сентября 2004 года условно-досрочно на неотбытый срок 2 года б месяцев 24 дня),
осужден по п. "а" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 14 годам лишения свободы.
На основании ст.ст. 70 и 79 ч. 7 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединено неотбытое наказание по приговору федерального суда г. Белово от 17 января 2001 года (в виде двух лет лишения свободы) и окончательно назначено 16 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Боровикова В.П., выступление прокурора Тришевой А.А., не поддержавшей кассационное представление, полагавшей приговор оставить без изменения, судебная коллегия установила:
согласно приговору Алексеев А.Д. осужден за убийство двух лиц - В. и О., - совершенное на почве личных неприязненных отношений 22 октября 2004 года ... при указанных в приговоре обстоятельствах.
В кассационной жалобе адвокат Бункина Н.Ю. просит отменить приговор и направить дело на новое судебное рассмотрение.
По ее мнению, приговор является незаконным, необоснованным и несправедливым ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам, нарушения норм уголовно-процессуального закона.
Она полагает, что свои выводы о наличии у Алексеева единого умысла на убийство двух лиц суд обосновывал на предположениях.
Защитник считает, что действия Алексеева по факту смерти В. должны быть переквалифицированы со ст. 105 ч. 2 п. "а" УК РФ на ст. 111 ч. 4 УК РФ, а действия по факту смерти О. необходимо квалифицировать по ст. 109 УК РФ.
Кроме того, по мнению защитника, суд назначил осужденному слишком суровое наказание, не учтя при этом противоправное поведение потерпевших и другие (не указано, какие) смягчающие обстоятельства.
В кассационном представлении государственный обвинитель Рыкина А.А. просит отменить приговор ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам, нарушения уголовно-процессуального закона, несправедливости наказания вследствие чрезмерной мягкости и направить дело на новое судебное рассмотрение.
По мнению государственного обвинителя, в нарушение ст. 307 п. 2 УПК РФ в описательно-мотивировочной части приговора, опровергая доводы адвоката об отсутствии у Алексеева умысла на убийство двух лиц, суд привел не все исследованные в суде доказательства и установленные мотивы, а именно: не сослался на показания самого подсудимого.
Кроме того, государственный обвинитель считает, что осужденному за убийство двух лиц назначили слишком мягкое наказание, так как суд не в полной мере учел личность подсудимого, который был судим за причинение тяжких телесных повреждений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалобы и представления, судебная коллегия считает необходимым приговор оставить без изменения по следующим основаниям.
Доводы кассационных жалобы и представления являются несостоятельными.
Выводы суда, изложенные в приговоре, соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела.
Судебное разбирательство проведено в соответствии с требованиям и уголовно-процессуального закона.
Приговор соответствует требованиям ст. 307 УПК РФ.
Виновность Алексеева подтверждается исследованными в суде доказательствами, анализ которых приведен в приговоре.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 88 УПК РФ суд оценил каждое доказательство с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для постановления обвинительного приговора.
Суд сделал правильный вывод о том. что действия Алексеева по отношению к потерпевшим О. и В охватывались единым умыслом, направленным на убийство.
Алексеев в суде признал, что он решил отомстить обоим потерпевшим за то, что те его избили.
С этой целью, зайдя в дом В. принесенной с собой тяпкой он стал наносить удары по голове и телу потерпевшего.
Затем он пошел в дом, где находился О. и топором нанес удары потерпевшему. Удары он наносил по голове. Потом он бросил спички на тряпки и ушел.
В ходе предварительного следствия осужденный давал аналогичные показания.
Кроме того, он подтвердил, что хотел сжечь квартиру В.
Показания Алексеева и, одновременно, его виновность подтверждаются другими исследованными в суде доказательствами, анализ которых приведен в приговоре.
Из протокола осмотра места происшествия усматривается, что дом О. сгорел, где был обнаружен труп потерпевшего.
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы смерть О. наступила от отравления угарным газом.
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы смерть В. наступила в результате открытой черепно-мозговой травмы.
Суд первой инстанции сделал верный вывод, что сами обстоятельства совершения преступления свидетельствуют о наличии у Алексеева единого умысла на убийство двух человек.
Установленным в суде обстоятельствам суд дал правильную юридическую оценку.
Доводы защитника о квалификации действий Алексеева по ст.ст. 109 ч. 1 и 111 ч. 4 УК РФ судебная коллегия считает несостоятельными.
Назначенное осужденному наказание является обоснованным и справедливым.
При назначении наказания суд в полной мере учел общие начала назначения наказания, указанные в ст. 60 УК РФ, в том числе и те обстоятельства, на которые в жалобе и представлении ссылаются защитник и государственный обвинитель соответственно.
Оснований для отмены либо изменения приговора судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Кемеровского областного суда от 19 апреля 2005 года в отношении Алексеева А.А. оставить без изменения, а кассационные жалобу и представление - без удовлетворения.
Председательствующий |
Кудрявцева Е.П. |
Судьи |
Боровиков В.П. |
|
Линская Т.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2005 г. N 81-О05-58
Текст определения официально опубликован не был