Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 августа 2003 г. N 83-Г03-14
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.
судей Василевской В.П. Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 5 августа 2003 г. кассационную жалобу Брянской областной Думы на решение Брянского областного суда от 20 мая 2003 г. по заявлениям Воинова М.П. и Фирсова В.В. о признании Постановления Брянской областной Думы от 10 марта 1999 г. "Об упразднении Любохонского поселкового и сельских муниципальных образований, расположенных на территории Дятьковского района" противоречащим федеральному законодательству в части упразднения Березинского и Верховского сельских муниципальных образований.
Заслушав доклад судьи Василевской В.П., мнение прокурора Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия установила:
10 марта 1999 г. Брянская областная Дума приняла постановление "Об упразднении Любохонского поселкового и сельских муниципальных образований, расположенных на территории Дятьковского района".
Воинов М.П. и Фирсов В.В. обратились в суд с заявлениями о признании данного постановления в части упразднения Березинского и Верховского сельских муниципальных образований противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия в связи с несоблюдением требований Конституции Российской Федерации и нарушением установленных ею конституционных прав населения на местное самоуправление.
Решением Брянского областного суда от 20 мая 2003 г. заявления удовлетворены.
В кассационной жалобе Брянская областная Дума, ссылаясь на неправильное определение судом юридически значимых по делу обстоятельств и неправильное применение норм материального права, просит об отмене решения и направлении дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив материалы дела, оснований для отмены решения не находит.
В силу ст.ст. 12, 130, 131, 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, осуществляемое гражданами путем референдума, выборов, других форм волеизъявления; изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий; местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Такие же положения, гарантирующие обеспечение конституционных прав населения на местное самоуправление, в том числе, и на определение территорий, в границах которых осуществляется местное самоуправление, закреплены в ст.ст. 2, 3, 11-13, 19 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основе правильного применения и толкования указанных норм федерального законодательства суд обоснованно пришел к выводу, что оспариваемое заявителями постановление Брянской областной Думы от 10 марта 1999 г. в части упразднения Березинского и Верховного сельских муниципальных образований, расположенных на территории Дятьковского района Брянской области, не соответствует федеральному законодательству и нарушает конституционные права населения указанных муниципальных образований, в том числе и заявителей, являющихся их жителями.
В нарушение федерального законодательства упразднение Березинского и Верховского сельских муниципальных образований, созданных в результате проведенных в 1996 г. и 1997 г. выборов при тайном голосовании в соответствии с требованием действующего на тот период федерального и областного избирательного законодательства, состоялось посредством лишь сбора подписей граждан, причем без учета числа избирателей, непосредственно принявших участие в формировании этих органов местного самоуправления.
Таким образом, не адекватность форм, примененных при создании и упразднении муниципальных образований свидетельствует не только о несоблюдении конституционных прав населения, но и нарушает волеизъявление избирателей, выразивших в 1996 г. и 1997 г. свою волю на осуществление местного самоуправления в Березинском и Верховском сельских муниципальных образованиях.
Кроме того, вопреки названному выше законодательству при упразднении муниципальных образований и передаче их Дятьковскому районному муниципальному образованию мнение его населения не было получено.
Утверждение в кассационной жалобе о законности оспариваемого заявителями в части постановления Брянской областной Думы не основано на законе и материалах дела, изложенные в ней на этот счет доводы были предметом судебного исследования и обсуждения, о чем в решении суда содержится мотивированный ответ, разделяемый судебной коллегией.
Нарушений судом требований норм материального и процессуального права, в том числе и п. 3 ст. 196 ГПК РФ, не допущено.
Остальные доводы кассационной жалобы выходят за пределы рассмотренного судом требования, в судебном заседании на них не ссылались и не могут быть приняты кассационной инстанцией во внимание.
Уставы Березинского и Верховского сельских муниципальных образований действительно судом не исследовались, так как принятых и зарегистрированных в установленном законом порядке таких уставов не существует, не представлены они и кассатором (л.д. 141, 143, 144, 155).
Что касается доводов о полномочиях органов государственной власти субъекта Российской Федерации на установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований и т.п., предоставленных им Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст.ст. 5, 13), то данное обстоятельство никем не оспаривается, вместе с тем соблюдение при этом органами государственной власти конституционных норм по обеспечению прав населения на местное самоуправление, является обязательным.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, эти требования при упразднении Березинского и Верховского сельских муниципальных образований не были соблюдены.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Брянского областного суда от 20 мая 2003 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Брянской областной Думы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 августа 2003 г. N 83-Г03-14
Текст определения официально опубликован не был