Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2003 г. N 83-Г03-19
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
В составе председательствующего Потапенко С.В.
судей Корчашкиной Т.Е. Беспаловой З.Д.
рассмотрела в судебном заседании от 12 сентября 2003 г. гражданское дело по заявлению Ереминой Людмилы Николаевны о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления N 2-710 от 10 марта 1999 г. Брянской областной Думы "Об упразднении Любохонского поселкового и сельских муниципальных образований, расположенных на территории Дятьковского района" в части упразднения Любохонского поселкового муниципального образования по кассационной жалобе Брянской областной Думы на решение Брянского областного суда от 18 июля 2003 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Еремина Л.Н. обратилась в Брянский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия постановления Брянской областной Думы N 2-710 от 10 марта 1999 года "Об упразднении Любохонского поселкового и сельских муниципальных образования, расположенных на территории Дятьковского района" ссылаясь на то, что при принятии данного нормативного акта органами государственной власти Брянской области не были учтены гарантии конституционных прав населения на местное самоуправление, предусмотренные ст.ст. 130, 131, 133 Конституции Российской Федерации, нарушены нормы Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Органы местного самоуправления Любохонского муниципального образования Дятьковского района Брянской области были избраны в ходе проведения выборов при тайном голосовании, однако при решении вопроса об упразднении Любохонского поселкового муниципального образования за основу были приняты незаконные Положения "О порядке учета мнения населения путем сбора подписей граждан по вопросам местного значения", принятые на сессии Любохонского поселкового Совета народных депутатов, чем были нарушены конституционные права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации), а именно в органы местного самоуправления Любохонского поселкового муниципального образования Дятьковского района Брянской области.
Решением Брянского областного суда от 18 июля 2003 г. оспариваемое постановление в указанной части признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия.
В кассационной жалобе Брянской областной Думы поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу положений ст.ст. 12, 130, 131, 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, осуществляемое гражданами путем референдума, выборов, других форм волеизъявления; изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий; местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Такие же положения, гарантирующие обеспечение конституционных прав населения на местное самоуправление, в том числе, и на определение территорий, в границах которых осуществляется местное самоуправление, закреплены в ст.ст. 2, 3, 11-13, 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Суд первой инстанции, проанализировав обжалуемые нормы, на основе правильного применения и толкования вышеуказанных норм федерального законодательства правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое заявителями постановление Брянской областной Думы от 10 марта 1999 г. в части упразднения Любохонского поселкового муниципального образования, расположенного на территории Дятьковского района Брянской области, не соответствует федеральному законодательству и нарушает конституционные права населения указанных муниципальных образований, в том числе и заявительницы, являющейся жителем этого муниципального образования.
В нарушение федерального законодательства упразднение названного поселкового муниципального образования, созданного в результате проведенных в 1996 г. и 1997 г. выборов при тайном голосовании в соответствии с требованием действующего на тот период федерального и областного избирательного законодательства, состоялось посредством лишь сбора подписей граждан, причем без учета количества избирателей, ранее принимавших участие в формировании этих органов местного самоуправления.
Таким образом, не адекватность форм, примененных при создании и упразднении муниципальных образований свидетельствует не только о несоблюдении конституционных прав населения, но и нарушает волеизъявление избирателей, выразивших в 1996 г. и 1997 г. свою волю на осуществление местного самоуправления в Любохонском поселковом муниципальном образовании.
Утверждение в кассационной жалобе о законности оспариваемого заявителями в части постановления Брянской областной Думы не основано на законе и материалах дела, изложенные в ней на этот счет доводы были предметом судебного исследования и обсуждения, о чем в решении суда содержится мотивированный ответ, разделяемый судебной коллегией.
Нарушений требований норм материального и процессуального права судом не допущено.
Довод кассационной жалобы о наличии полномочий у законодателя Брянской области на установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований и т.п., в силу положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст.ст. 5, 13), не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку данное обстоятельство никем не оспаривается, вместе с тем соблюдение при этом органами государственной власти конституционных норм по обеспечению прав населения на местное самоуправление, является обязательным. Тогда как эти требования при упразднении Любохонского поселкового муниципального образования соблюдены не были.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360-364 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Брянского областного суда от 18 июля 2003 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Брянской областной Думы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2003 г. N 83-Г03-19
Текст определения официально опубликован не был