Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 июня 2008 г. N 83-Г08-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Макарова Г.В., Борисовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Миронова Ю.Н. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений статей 2, 4, 19, 33 Закона Брянской области от 20 декабря 2007 г. N 173-З "Об охране здоровья населения Брянской области" по кассационной жалобе Миронова Ю.Н. на решение Брянского областного суда от 18 марта 2008 г., которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Макарова Г.В., представителя Администрации Брянской области Атаевой Н.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Власовой Т.А., полагавшей решение суда первой инстанции оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
29 ноября 2007 г. Брянской областной Думой принят Закон Брянской области "Об охране здоровья населения Брянской области", который 20 декабря 2007 г. за N 173-З подписан Вице-губернатором Брянской области, официально опубликован в Информационном бюллетени "Официальная Брянщина" N 18 от 29.12.2007 г. и вступил в силу с 1 января 2008 г.
Статья 2 этого Закона определяет систему здравоохранения Брянской области как составную часть государственной системы здравоохранения, включающую в себя Администрацию Брянской области (пункт 1 части 1 статьи 2). В статье 4 закреплены полномочия органов государственной власти Брянской области в сфере охраны здоровья населения и согласно пункту 8 части 1 этой статьи к полномочиям вышеназванных органов относится организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических диспансерах, психиатрических больницах, госпитале для ветеранов войн и других специализированных областных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации). Абзацем 3 статьи 19 определено, что порядок оказания специализированной медицинской помощи устанавливается исполнительным органом государственной власти Брянской области, уполномоченным в сфере здравоохранения. Пунктом 3 части 1 статьи 33 установлено, что профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации, осуществляющие свою деятельность в Брянской области, принимают участие в проведении проверочных испытаний медицинских и фармацевтических работников по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан и выдаче им соответствующего сертификата специалиста.
Миронов Ю.Н. обратился в Брянский областной суд с заявлением о признании недействующими: пункта 1 части 1 ст. 2 указанного Закона, как противоречащего Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, которые не предусматривают включение Администрации области в государственную систему здравоохранения; пункта 8 части 1 ст. 4 Областного закона в части слов "к полномочиям органов государственной власти Брянской области в сфере охраны здоровья населения относится ...организация оказания специализированной медицинской помощи в ...противотуберкулезных диспансерах..." и абзаца 3 ст. 19, как противоречащих ст. 5 Основ законодательства об охране здоровья граждан и ст. 4 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", закрепляющим названные в оспоренных нормах полномочия за федеральным органом власти; пункта 3 части 1 ст. 33 Закона области, как противоречащего ст.ст. 62, 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан и лишающего ассоциации медицинских работников права самостоятельно проводить проверочные испытания и выдавать сертификат специалиста. Отмечал, что оспариваемыми нормами Областного закона нарушаются его права при оказании ему специализированной (противотуберкулезной) медицинской помощи при постановке на диспансерное наблюдение по "О" группе в противотуберкулезном диспансере, а также нарушение прав при трудоустройстве врачом-фтизиатром, выразившееся в отсутствии у него предоставленной законом возможности пройти проверочное испытание, проводимое профессиональной медицинской ассоциацией.
Решением Брянского областного суда заявленные требования удовлетворены частично: признан недействующим со дня вступления в силу настоящего решения суда абзац 3 статьи 19. В удовлетворении требований о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими: пункта 1 части 1 статьи 2, пункта 8 части 1 статьи 4 в части слов "организация оказания специализированной медицинской помощи в противотуберкулезных диспансерах", пункта 3 части 1 статьи 33 отказано.
В кассационной жалобе Миронов Ю.Н. указывает на несогласие с судебным решением в части не признания противоречащими федеральному законодательству и недействующих пункта 1 части 1 статьи 2. Ссылается на то, что к полномочиям органов власти субъекта Российской Федерации относится установление структуры органов управления государственной системы здравоохранения, но включать себя в систему здравоохранения эти органы не вправе. Пункт 3 части 1 статьи 33 Закона Брянской области от 20 декабря 2007 г. N 173-3 противоречит ст. 54 и 62 Основ российской федерации об охране здоровья граждан. Решение суда, касающееся части рассмотренных требований в отношении абзаца 3 статьи 19 и пункта 8 части 1 статьи 4 в части слов "организация оказания специализированной медицинской помощи в противотуберкулезных диспансерах" не обжалуется.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предмету совместного ведения субъект Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные акты, которые не могут противоречить федеральным законам (ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции).
В силу пункта 5 ст. 6 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 5487-1 от 22.07.93 г. (в ред. от 18.10.2007 г. N 230-ФЗ) субъект Российской Федерации наделен полномочиями по самостоятельному формированию органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере здравоохранения. При этом, к государственной системе здравоохранения согласно ч. 1 ст. 12 указанных Основ относятся и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения.
Администрация Брянской области в соответствии со ст. 57 Устава Брянской области является высшим исполнительным органом государственной власти Брянской области и возглавляет систему органов исполнительной власти Брянской области. В силу пунктов "и" и "у" ст. 58 данного Устава она разрабатывает и реализует меры по охране здоровья населения, а также осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, уставом и законами Брянской области. Учитывая изложенное, правильным является вывод суда о том, что включение пунктом 1 части 1 статьи 2 Администрации Брянской области в систему здравоохранения, федеральному законодательству не противоречит.
Как отмечено выше, согласно пункта 3 части 1 статьи 33 Областного закона профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации, осуществляющие свою деятельность в Брянской области, принимают участие в проведении проверочных испытаний медицинских и фармацевтических работников по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан и выдаче им соответствующего сертификата специалиста. Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании данной нормы противоречащей федеральному законодательству и недействующий, суд обоснованно указал на то, что данное право закреплено и в части 3 ст. 62 Основ законодательства об охране здоровья граждан, согласно которой профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации субъектов Российской Федерации могут проводить проверочные испытания медицинских и фармацевтических работников по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан и выдавать им соответствующий сертификат специалиста, а также вносить предложения о присвоении им квалификационных категорий.
Возражения Ю.Н. Миронова в этой части, с ссылкой на ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан, нельзя признать правильными. Данной норой установлено, что право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан. Врачи в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку. Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Врачи или провизоры, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций. Работники со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций. Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, а также после получения лицензии на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Анализ данной нормы закона в единстве с п. 3 ст. 62 этого же Федерального закона не указывает на противоречие п. 3 ч. 1 ст. 33 оспариваемого Закона области федеральному законодательству.
Довод о том, что в соответствии с Областным законом профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации только принимают участие в проверочных испытаниях и выдаче сертификатов, а не проводят самостоятельно проверочные испытания, что предусмотрено федеральным законодательством, также не указывает на ошибочность решения суда, поскольку указание в Областном законе на возможность этих ассоциаций принимать участие в проведении проверочных испытаний не лишает их права проведения таких испытаний, что следует из содержания ст. 33 оспариваемого Закона, предусматривающей, что профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации Брянской области и другие общественные объединения осуществляют деятельность в соответствии с законодательством РФ, законодательством Брянской области.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Брянского областного суда от 18 марта 2008 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Миронова Ю.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Б. Хаменкова |
Судьи |
Г.В. Макаров |
|
Л.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 июня 2008 г. N 83-Г08-7
Текст определения официально опубликован не был