Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 февраля 2004 г. N 8-Г04-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Лаврентьевой М.Н., судей Харланова А.В., Маслова А.М.
рассмотрела в судебном заседании от 12 февраля 2004 года гражданское дело по кассационной жалобе Бахвалова Ю.М. на решение Ярославского областного суда от 26 декабря 2003 года, которым Бахвалову Ю.М. отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления избирательной комиссии Ярославской области.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., объяснения Бахвалова Ю.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Избирательная комиссия Ярославской области 26.11.2003 года приняла постановление N 16/105-3 "О формировании избирательных комиссий муниципальных образований Ярославской области", которым первым пунктом установила, что полномочия избирательных комиссий муниципальных образований, сформированных в период с октября 1999 года по февраль 2000 года, за исключением избирательной комиссии города Ярославля, прекратились после окончания избирательной кампании по выборам в соответствующие органы местного самоуправления;
вторым пунктом утвердила Порядок формирования избирательных комиссий муниципальных образований Ярославской области;
третьим пунктом рекомендовала представительным органам муниципальных образований Ярославской области в период с 8 декабря по 20 декабря 2003 года определить количество членов избирательных комиссий муниципальных образований и опубликовать информационное сообщение о начале приема документов с предложениями о кандидатурах в состав данных избирательных комиссий.
Постановление избирательной комиссии Ярославской области было опубликовано в газете "Губернские вести" N 75 от 01.12.2003 г.
Бахвалов Ю.М., проживающий в г. ... ... обл., обратился в суд с заявлением о признании незаконным с момента принятия указанного выше постановления, ссылаясь на то, что постановление принято избирательной комиссией Ярославской области с превышением своей компетенции, противоречит федеральному законодательству, законам Ярославской области о выборах и незаконно прекращает полномочия избирательной комиссии Рыбинского муниципального округа, сформированной 20.01.2000 года и членом, которой он является.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования. Представитель избирательной комиссии Ярославской области по доверенности Васильев Д.В. с требованиями не согласился, сославшись на то, что постановление не прекращает полномочия избирательных комиссий муниципальных образований, а принято с целью единообразного применения закона на выборах в органы местного самоуправления Ярославской области. Представитель также пояснил, что поскольку в Федеральном законе от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30.03.1999 г. N 55-ФЗ), и в Законе Ярославской области от 25.06.1999 г. N 19-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" (в ред. Закона Ярославской области от 06.10.1999 г. N 25-з), действовавших на момент сформирования избирательной комиссии Рыбинского муниципального округа, а также в Уставе Рыбинского муниципального округа не содержится норм, устанавливающих конкретный срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования, то следует считать соответствующую комиссию сформированной на непостоянной основе с прекращением срока полномочий по окончании избирательной кампании по выборам для проведения которых она была сформирована.
Решением Ярославского областного суда от 26 декабря 2003 года Бахвалову Ю.М. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Бахвалова Ю.М. поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с п. 1 ст. 81 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии, сформированные до вступления в силу названного Федерального закона, за исключением указанных в пункте 1 статьи 85 названного Федерального закона, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были сформированы, но не более пяти лет со дня их формирования.
Как видно из материалов дела и установлено судом, решением Рыбинского Совета депутатов от 20.01.2000 года сформирован состав избирательной комиссии Рыбинского муниципального округа в количестве 14 человек.
Часть 1 статьи 21 Федерального закона от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30.03.1999 г. N 55-ФЗ), действовавшая на момент сформирования вышеуказанной избирательной комиссии, определяя систему и статус избирательных комиссий в Российской Федерации, относила избирательные комиссии муниципальных образований к территориальным избирательным комиссиям.
Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 19 сентября 1997 года формирование территориальных избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления осуществлялось представительным органом (представительными органами) местного самоуправления.
В силу ч. 12 ст. 23 Федерального закона от 19 сентября 1997 года срок полномочий территориальных избирательных комиссий устанавливался федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Кроме того, Законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования могла быть предусмотрена деятельность территориальной избирательной комиссии на постоянной основе.
Проанализировав положения данных статей федерального закона, суд пришел к правильному выводу о том, что по общему правилу деятельность территориальной избирательной комиссии (в том числе избирательных комиссий муниципальных образований) предусматривалась федеральным законодательством на непостоянной основе. Деятельность названных комиссий на постоянной основе была возможна, лишь при наличии такого указания в нормах Закона субъекта Российской Федерации, и устава муниципального образования.
Согласно ч. 5 ст. 21, ч. 2 ст. 22 Закона Ярославской области от 25.06.1999 г. N 19-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" (в ред. Закона Ярославской области от 06.10.1999 г. N 25-з), действовавшего на момент формирования избирательной комиссии Рыбинского муниципального округа, в соответствии с уставом муниципального образования Ярославской области избирательная комиссия муниципального образования может действовать как на постоянной, так и на непостоянной основе. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования также устанавливается уставом муниципального образования Ярославской области.
В Уставе Рыбинского муниципального округа не имеется нормы, определяющей срок полномочий муниципальной избирательной комиссии, а также нормы устанавливающей деятельность избирательной комиссии на постоянной основе.
Решением Рыбинского Совета депутатов от 20.01.2000 года до установления Уставом статуса и срока полномочий избирательной комиссии, установлено, что избирательная комиссия Рыбинского муниципального округа действует на непостоянной основе и срок её полномочий равен сроку полномочий органов местного самоуправления, подготовку и проведение которых она осуществляет.
Однако данное решение в части установления статуса и срока полномочий избирательной комиссии муниципального округа правильно признано судом не подлежащим применению, поскольку названное решение не приравнено к Уставу. Этим решением не вносились изменения в Устав, и оно не проходило регистрацию, как это предусмотрено для Уставов муниципальных образований и изменений в них (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.08.1995 г. "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 22.04.96 г. N 38-ФЗ, от 26.11.96 г. N 141-ФЗ, от 17.03.97 г. N 55-ФЗ) и ст. 12 Закона Ярославской области от 30.11.1995 г. "Об общих принципах местного самоуправления в Ярославской области" (в ред. Закона ЯО от 18.06.1999 г. N 14-3).
В силу ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30.03.1999 г. N 55-ФЗ) нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Федеральному закону. В случае, если нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, противоречат названному Федеральному закону, применяются нормы названного Федерального закона.
Поскольку Федеральный закон от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30.03.1999 г. N 55-ФЗ) в своих нормах (ст.ст. 21, 23) не выделял отдельно избирательные комиссии муниципальных образований, а относил их к территориальным избирательным комиссиям, срок полномочий и статус которых устанавливался законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, то, принимая во внимание отсутствие в названных нормативных актах срока полномочий для избирательных комиссий муниципальных образований, суд пришел к обоснованному выводу о том, что необходимо исходить из срока полномочий, установленного статьями 18, 20, 26 Закона Ярославской области от 25.06.1999 г. N 19-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" (в ред. Закона Ярославской области от 06.10.1999 г. N 25-з) для территориальных избирательных комиссий, который во всех случаях истекал через 30 дней после официального опубликования результатов соответствующих выборов, а в случае обжалования или опротестования результатов выборов или итогов голосования полномочия прекращались после окончательного решения по существу жалобы, протеста.
Учитывая выше изложенное, суд при принятии решения правильно исходил из того, что избирательная комиссия Рыбинского муниципального округа была сформирована по общему правилу на непостоянной основе (ст. 23 Федерального закона от 19 сентября 1997 года) со сроком полномочий, предусмотренным Законом Ярославской области от 25.06.1999 г. N 19-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" (в ред. Закона Ярославской области от 06.10.1999 г. N 25-з) для территориальных избирательных комиссий.
В соответствии с п.п. а, в, ж ч. 4 ст. 16 Закона Ярославской области от 02.06.2003 г. N 27-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" (в ред. Закона ЯО от 16.09.2003 г. N 37-з) избирательная комиссия Ярославской области осуществляет на территории Ярославской области контроль за соблюдением избирательных прав граждан, обеспечивает на территории Ярославской области реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям.
Следовательно, как обоснованно указал суд, постановление избирательной комиссии Ярославской области от 26.11.2003 года соответствует закону и не нарушает избирательных прав заявителя, как избирателя и как члена избирательной комиссии Рыбинского муниципального округа.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что областной закон предусматривал создание комиссией муниципальных образований, не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку в этом законе, а также Уставе Рыбинского муниципального округа не содержалось норм, устанавливающих конкретный срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования, то есть она считалась сформированной на непостоянной основе с прекращением срока полномочий по окончании соответствующей избирательной кампании.
То обстоятельство, что решение Рыбинского Совета депутатов от 20 января 2000 года N 151 "О формировании Избирательной комиссии Рыбинского муниципального округа" не отменено, также не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку оно противоречит Уставу муниципального образования, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем правильно признано судом не подлежащим применению.
Из заявления Бахвалова Ю.М. и протокола судебного заседания видно, что фактически им оспаривалось положение, содержащееся в п. 1 постановления Избирательной комиссии Ярославской области, где по существу воспроизведены, лишь в другой редакции, нормы Закона Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области", касающееся срока действия полномочий избирательных комиссии муниципальных образований.
В связи с этим нельзя согласиться с доводом кассационной жалобы о превышении избирательной комиссией области своей компетенции.
Предметом настоящего спора является вопрос о соответствии оспариваемого постановления избирательной комиссии федеральному законодательству, а не вопросы исполнения решения суда, поэтому доводы кассационной жалобы Бахвалова Ю.М., касающиеся исполнения решения суда, не могут являться основанием к его отмене.
Нарушения судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению спора, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ярославского областного суда от 26 декабря 2003 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Бахвалова Ю.М. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 февраля 2004 г. N 8-Г04-4
Текст определения официально опубликован не был